четверг, 7 сентября 2017 г.

Банковские продажные технологии. Этапы становления.

Финансово - пытливым читателям будет интересно узнать: как проходило становление продажных (в смысле продающих) технологий в белорусских банках. Особенно начинающим банкирам и людям, далеким от банковской сферы.


Ветераны банковского движения смахнут скупую слезу с суровых лиц, испещеренных глубокими морщинами от воздействия финансовых бурь и карьерных потрясений…(J)

Этап первый: партийно-номенклатурный.

После «раскулачивания» КПСС (коммунистической партии советского союза) и начала легализации кооперативного движения в СССР стали образовываться первые коммерческие банки.

Партийные бонзы сразу учуяли: куда ветер дует и в мгновение ока стали банкирами. То, что они изменили своим коммунистическим идеалам, их нисколько не волновало. Как и раньше, большинство из них  интересовали  две вещи: власть и деньги.
 Став управляющими банков, они не потеряли ни того ни другого. В некоторых случаях – даже место работы не изменилось: когда банки открывались в бывших зданиях партийных комитетов.

Как могли они управлять таким сложным механизмом, как банк? – Спросите вы. Ответ прост: техническую работу выполняли профессиональные заместители.
Бывшие партаппаратчики «решали вопросы».

Используя свое влияние и годами наработанные связи, они довольно результативно привлекали клиентов.

Был свидетелем лично, когда бывший первый секретарь райкома партии, а ныне директор банка по телефону дал указание руководителю областной крупной организации перейти на обслуживание в его банк: «Надо, чтобы ты перешел к нам на обслуживание». И все.

Почему надо, кому надо, подобных вопросов не задавали. Сказал 1-й секретарь надо, значит надо. Партийная дисциплина, однако…

Этап второй: любительский.

Третий этап был судьбоносным в развитии банковской системы. Он знаменовался (по другому и не скажешь!) мощнейшим развитием белорусской банковской системы.

Это был бум! Банки и компании плодились и росли. Сравнить этот рост следует даже не с грибами, а дождевыми червями после обильного дождя. Так их стало много. Помниццо, что-то более пятидесяти (сравните с сегодняшними 24).

Всплывает в памяти: банки  в то время давали одну треть всех налоговых поступлений в стране. За прошедшее время экономическая политика изменилась и теперь эту нишу заняли таможенные органы…

В банках понимали, что нужно не только ожидать прихода, но привлекать клиентов. Так как понятия, как это делать не было, а номенклатурные связи закончились,  банковские генералы дали соответствующий приказ своим работникам.

Как и кого могли они привлечь, весь день занимаясь своей основной работой, а после нее – семьей?
В выигрыше оказались лишь те, мужья (жены) которых были предпринимателями (только их и смогли привлечь на обслуживание).

Принципиально проблему это не решило и от затеи не то, что отказались, - ее модернизировали: решили материально стимулировать работников за привлечение клиентов.

Данный подход ознаменовал начало следующего периода: экономического.

  
Этап третий: экономический.

Получали вознаграждение за каждую добытую голову (читай - юридическое лицо). Почти как индейцы за снятый скальп.
Дело пошло лучше, но «прорыва» не было: банковские люди по-прежнему на работе исполняли служебные обязанности, а после работы – семейные.
Времени искать и уговаривать клиентов практически не было.

Экономический этап запомнился курьезным случаем. В одном из банков лидером по привлечению и, естественно, по выплатам, стал завхоз. Руководители удивились и попросили службу безопасности выяснить, как такое могло произойти?

Оказалось, что предприимчивый завхоз просто дежурил у входа в банк и у каждого входящего спрашивал: не счет ли он идет открывать?
Если ответ был утвердительным, он сопровождал нового клиента куда следует и записывал на свой счет. Такой вот бизнесмен…

Этап четвертый: профессиональный.

Началом профессионального периода можно смело назвать разрешение компаниям открывать расчетные (текущие) счета в нескольких банках.

Продиктовано это решение было элементарным здравым смыслом: крупные компании (в первую очередь) нуждались в различных финансовых услугах, обеспечить которые один банк, даже самый крупный, был не в состоянии.

К этому времени банковские начальники успели всласть поездить к своим коллегам из дальнего и ближнего зарубежья и в перерывах между экскурсиями и пышными обедами перенять их накопленный опыт.

Свой, неэффективный, а во многом провальный, как мы помним, тоже имелся…

Успех западных банков заключался в том, что для привлечения клиентов у них были созданы специальные отделы: «фронт-офисы».

Специалистов – «фронтовиков» тестировали на профпригодность, обучали психологии коммуникации,  приемам активных продаж.
Действовала эффективная и весьма результативная система мотивации и контроля. В наиболее продвинутых банках были в штате собственные бизнес – тренеры и  так называемые коучи (наставники по лидерству).

С большим или меньшим успехом наши банкиры переняли эти новации «тлетворного Запада» и стали радоваться прибыльной и сытной жизни с еще большим воодушевлением.


Созданная система заработала и до сегодняшнего дня является актуальной и востребованной.

В современных «продвинутых» банках  существуют даже работники у которых нет не только кабинетов, но и собственных столов.
Работают они «в поле», привлекая в банк нужных клиентов, используя свои профессиональные навыки и умения.

На этом все.




Комментариев нет :

Отправить комментарий