В первой части
статьи мы рассмотрели, что означает в
рекламном модуле AIDA слово «внимание»
с точки зрения психологии и психолингвистики, выбрав из многочисленных аспектов
привлечения внимания гендерный подход.
В
настоящей статье подобный подход к изучению второй составляющей рекламного
модуля AIDA (Интерес) будет продолжен.
Мы попробуем
разобраться, что собственно означает «интерес»,
как понятие, его этимологию, философский и психологический смысл.
Как
и в предыдущей статье все интернет-заимствования будут выделены курсивом.
Напомню
уважаемым читателям, что впервые Э. Левис (США) в 1896 году впервые предложил AIDA широкой публике в качестве эффективного рекламного
модуля:
-
Аttention
(внимание);
-
Interest
(интерес);
-
Desire (желание);
-
Action (действие).
Нужда и потребность – краеугольные камни продаж
Прежде
чем перейти собственно к раскрытию объявленной темы, есть смысл поговорить о таких
категориях, как «нужда» и «потребность».
Согласитесь,
что, даже не имея серьезной подготовки по психологическим дисциплинам, интуитивно
ощущаешь, что не может быть «интереса» если нет «нужды» или «потребности».
Теперь
самое время выяснить: что это за категории и
чем «нужда» отличается от «потребности»?
С этой целью обратимся к авторитету
основателя маркетинга, как научной дисциплины Филиппу Котлеру:
- «Нужда – чувство ощущаемой человеком
нехватки чего-либо. Нужды являются
исходными составляющими природы человека. Если нужда не удовлетворена, человек
чувствует себя обездоленным и несчастным.
Неудовлетворенный человек сделает одно из двух: либо займется поиском объекта,
способного удовлетворить нужду, либо попытается заглушить ее», - развивает свою мысль
Филипп Котлер.
- «Потребность - нужда, принявшая специфическую форму в
соответствии с культурным уровнем и личностью индивида. По мере
прогрессивного развития общества растут и потребности его членов», - продолжает
классик маркетинга.
Ехал, ехал
темным лесом за каким-то интересом…
Ниже предлагаю несколько
формулировок, относящихся к категории «интерес»:
- выручка, дивиденд, доход, заработок, лихва, нажива,
пожива, польза, прибыль, прибыток, процент, разжива, рента, рост;
- барыш, выгода, выигрыш;
- внимание, любопытство, проявляемое к кому-либо,
чему-либо, важность, значение;
-
занимательность, привлекательность, то, что составляет преимущественное
содержание мыслей, речи, забот кого-либо,
- то, что составляет благо кого-либо, чего-либо,
служит на пользу кому-либо, чему-либо;
- отношение личности к предмету как к чему-либо для
неё ценному, привлекательному;
- положительно
окрашенный эмоциональный процесс, связанный с потребностью узнать что-то новое
об объекте интереса, повышенным вниманием к нему;
- (как
эмоция) - форма проявления познавательной потребности, обеспечивающая
направленность личности, осознанию ею цели деятельности; эмоциональное
проявление познавательных потребностей личности.
- рассматривается как одна из фундаментальных
естественных эмоций и считается доминирующей среди всех эмоций нормального
здорового человека. Считается, что именно интерес вместе с познавательными
структурами и ориентациями направляет познания и действия. Исключения возникают
тогда, когда в сознании доминируют негативные эмоции. Из неврологического
взгляда интерес активизируется нарастанием градиента - возбуждения нейронов;
- на сознательном уровне ключевыми детерминантами
интереса являются новизна, изменения окружающей среды. Источником таких
изменений и новизны могут быть не только окружающую среду, но и воображение, память,
мышление. Заинтересованный человек интенсивно всматривается, прислушивается.
Феноменология интереса характеризуется также высокой степенью удовлетворения, уверенности
в себе и умеренной импульсивность и напряжением;
- эмоция радости часто сопровождает интерес. Он
способствует развитию умений и интеллекта, играет важную роль в общественной
жизни и поддержании межличностных отношений;
Даже, если взять из приведенных ваше
формулировок самую нейтральную, то все равно получаем как минимум – любопытство
или испытание того, что нам любо (нравится, полезно).
На
этом остановимся и сделаем вывод, что слово «интерес» означает прямую выгоду,
пользу, доход, желание получить что-нибудь корыстное
или избежать чего-либо неприятного.
Причем, понятия: «выгода», «польза», «корысть» будут
наиболее точными синонимами слова «интерес».
Итак, если рекламное сообщение или название статьи
привлекло внимание потенциального покупателя за счет яркости, громкости, необычности,
эффектности, то следующее, что должно его «зацепить» - это описание личной выгоды,
которую получит потребитель.
Следует
подчеркнуть, что выгоду, корысть, пользу должен получить покупатель, а не
продавец.
Массовый подход к рекламе: лучше плохая, чем вообще никакой
На
бигборде продавца средств химической защиты растений красуется слоган: «Химия –
наша страсть!». Прошу обратить внимание, что химия – это ИХ страсть (продавцов
или производителей), а не покупателя, которому точно не нужна химия сама по
себе, а нужен эффект от ее применения, а по большому счету – хороший урожай.
Какой
посыл несет приведенный выше рекламный слоган?
-
Самолюбование, превозношение, идеализирование очень хорошего отношения,
даже любви продавца (производителя) к продаваемому или
производимому продукту, что может подразумевать его высокое качество и
эффективность.
Если
верить выдающимся мировым копирайтерам (составителям рекламных писем и
слоганов), реклама должна быть понятна школьнику младших классов.
А
сможет ли школьник провести такую мысленную работу, какую провели мы в
расшифровке скрытого смысла рекламного слогана: «Химия – наша страсть!»?
Стоит
добавить, что «химия» на молодежном сленге
означает не что иное, как наркотик.
Так что же все-таки рекламируется на упомянутом бигборде?
Если
будет время и настроение, то в последующих статьях можно будет порассуждать на
тему, вынесенную в подзаголовок: что все-таки лучше плохая реклама либо ее
отсутствие?
Заключение
В
рекламном сообщении должно быть сказано о решении проблем и личной пользе
покупателя (его интересе): скидках, подарках, отсрочках, кредитах, бесплатных
консультациях и доставках, гарантиях, выгодных акциях и т.п.
Закончить
статью хотел бы утверждением, что «интерес» покупателя - это еще не его желание
приобрести товар, но об этом речь пойдет в следующей публикации: «AIDA– верная подруга менеджера. Часть 3 (Желание)».
Комментариев нет :
Отправить комментарий