воскресенье, 15 января 2017 г.

Принципиальные переговоры.

Вся наша жизнь – это сплошные переговоры: между супругами, родителей с детьми, детей со сверстниками, коллег на работе, продавцов с покупателями, начальников с подчиненными,
дипломатов с дипломатами, контролеров с проверяемыми, депутатов с избирателями, за парковочное место между автомобилистами, между гражданами  в очередях  и т.д.

Часто ли переговоры заканчиваются  обоюдной удовлетворенностью сторон? Каждый может привести десятки, а то и сотни примеров из жизни, когда после переговоров деловых или бытовых на душе остается тяжелый, неприятный осадок…

Как-то повелось (в своем большинстве), что в переговорах должен обязательно быть победитель. Ну, и, естественно, - побежденный. Причем, последствия для «победителя» могут быть самыми для него плачевными. Вспомним, как часто слышим сообщения в СМИ о «переговорах» между соседями за парковочное место во дворе, которые заканчиваются потасовкой с нанесением  друг другу увечий (тяжких или менее тяжких), а то и смертью кого-либо из них.

Можно привести пример из «деловой» среды, когда производитель, раздраженный все повышающимися тарифами перевозчиков, принимает решение о закупке собственного транспорта и… Проигрывает, так как содержание своего транспортного цеха дело крайне хлопотное и  затратное.

Сколько семей «развалилось» из-за споров о направлениях расходования семейного бюджета. Сколько первоклассных специалистов уволились с работы, сколько начинаний загублено из-за начальников – самодуров, не терпящих возражений и признающих только свое мнение правильным и обязательным к исполнению.

Кто занимается бизнесом знает, что иногда приходится сталкиваться с такими «твердолобыми» партнерами, что просто диву даешься: откуда такие берутся?
Ведь видит же, что потеряет, если не сойдет со своей позиции, но на компромисс ни за что не пойдет… Как же, как же. Ведь, если он уступит, то для него – это внутренняя катастрофа, потеря лица, стержня характера и т.д. Такие не уступают – это их жизненное кредо. Уступить он не может, ведь себя такой считает только «победителем» и точка.

Так могут ли переговоры закончиться так, чтобы стороны остались в выигрыше? Чтобы уважение к партнеру после переговоров не превратилось во вражду и неприязнь, а наоборот, окрепло и стало фундаментом дальнейших взаимовыгодных отношений.
Да, могут! Если это принципиальные переговоры. То есть переговоры, в основу которых положен принцип, принимаемый обеими сторонами.

Рассмотрим на примерах:
- на переговорах по покупке – продаже недвижимости, при недостижении компромисса по цене, можно пригласить независимого оценщика, к которому стороны имеют доверие. В данном случае принципиальный подход – это участие в переговорах авторитетной третьей стороны, заключение которой по делу принимается обеими сторонами;

- при спорах о парковочном месте у дома можно предложить вариант, при котором одному из жильцов парковочное место достается по четным дням, а другому по нечетным. Все лучше, чем носы друг другу разбивать!

- при переговорах по поводу цены на транспортные услуги стоит задействовать принцип «справедливой цены», с которым согласятся и производитель и перевозчик: перевозчик должен «раскрыть карты» о его структуре затрат и стороны должны утвердить размер рентабельности на услуги транспорта;

- чтобы не уходили из компаний профессионалы из-за того, что их мнение игнорируется непосредственным руководством, владельцы бизнеса (вышестоящее руководство) обязано внедрить принцип «дать возможность», при котором специалист  имеет право (без последствий для него) со своим предложением напрямую обратиться к владельцам бизнеса или в вышестоящую инстанцию.

- чтобы не было раздоров по поводу расходования семейного бюджета, следует на семейном совете утвердить принцип его расходования на ближайший год: в первую очередь средства откладываются на предстоящую свадьбу дочери, во вторую очередь – на новую шубку маме (шутка) и т.д.

Если уважаемый читатель задумается на минуту о применяемости принципиальных переговоров в окружающей его действительности, то увидит, что он применяется во многих случаях и обстоятельствах.

Данная же статья может служить напоминанием, что в сложных переговорах (деловых или бытовых), когда стороны «закостенели» на своих позициях и ситуация кажется неразрешимой, можно и нужно осознанно предложить сторонам использовать подход, основанный на использовании принимаемого сторонами принципа: того или иного в зависимости от обстоятельств дела.


В заключение хочу пожелать читателям поменьше иметь проблем в 2017 году, а при их возникновении – разрешать их при помощи принципиальных переговоров!

Комментариев нет :

Отправить комментарий