Как неприятно, когда ощущаешь, что тобой
манипулируют: заставляют что-то сделать вопреки твоей воле и интересам.
Причем, дело обставляется так, что если
не сделаешь, то обязательно проиграешь, потеряешь, будешь «выглядеть полным дураком»,
слушок нехороший может пойти...
Можно говорить, что в основе манипуляции
лежит угроза, банальная угроза потерять уважение, деньги, здоровье и т.д.
Причем, сама угроза не объявляется. Она,
как бы, остается «за кадром». О том, что может произойти, какие беды нас
ожидают, манипулятор предлагает нам самим догадаться.
Этимология манипуляции.
Здесь уместно напомнить уважаемой
публике, что «Искажение», наряду с «Обобщением» и «Исключением» лежит в основе
познания окружающего мира, создания «карты реальности человека».
Вспомните, как мы «накручиваем» себя,
когда близкий нам человек даже временно выпадает из под нашего контроля: не пришел в назначенное время, не отвечает на
звонки и т.д. и т.п.
В сознании «рисуются» самые страшные
картины и последствия: убили, ограбили, покалечили, украли, надругались...
Человек глубоко переживает и страдает из-за того, что сам себе «напридумал» и
вообразил.
Можно сказать, что чем «глубже»,
чувствительнее человек, тем ярче будут эти образы и представления.
Именно так «работает» «Искажение».
Да, стоит посочувствовать людям впечатлительным,
мнительным, с повышенной реактивностью темперамента или как еще говорят
специалисты – психо - динамического типа.
Манипулятору достаточно бросить нам «затравку».
Далее наше «Искажение» доведет работу до нужного ему состояния. Все, объект
готов выполнить волю манипулятора…
Для тех, кто еще сомневается (борется в
своем сознании с предполагаемыми, зачастую с мнимыми напастями) у умелого
манипулятора найдется целый арсенал уловок и
средств.
В ход пойдут так называемые стереотипы
поведения. Манипулятор начнет убеждать свою жертву, что в этой ситуации ВСЕ или
МНОГИЕ так поступают.
Или приведет конкретный пример из жизни
какого-нибудь знакомого жертве лица (желательно АВТОРИТЕТНОГО в ее глазах). Может
быть использована лесть, подтасовывание фактов, обещание невероятных выгод и
т.п.
Если «номер не проходит», то тогда манипулятор
переходит к угрозам (прямым и скрытым), оскорблениям, издевательству и другим
грязным приемам. Целью которых является стремление вывести противника из себя,
заставить поступать импульсивно, необдуманно, спонтанно, в ущерб своим
интересам.
Определение манипуляции.
Так, что же такое манипуляция и можно ли
ей противостоять?
Психолог В.П. Шейнов в своей книге
«Психология управления» приводит более 20 определений манипуляции. Приведу
несколько наиболее ярких:
- психическое воздействие, которое осуществляется
тайно, а, следовательно, в ущерб лицам, на которых оно направлено;
- средство порабощения человека;
- обманное косвенное воздействие в
интересах манипулятора;
- ловкое скрытое управление для
достижения власти и господства с отношением к людям как к объектам, вещам.
Как определить, что Вами манипулируют?
- О, это довольно просто, если
манипулятор действует грубо, нецензурно, вызывающе, оскорбительно, жестко,
отталкивающе.
А, что делать, если Ваш собеседник –
сама любезность: «хоть к ране прикладывай»?
- В этом случае нужно почувствовать,
уловить в словах партнера этакую чрезмерность, утрированность, преувеличение,
раздутость.
Стоит прислушаться к внутреннему голосу
(он не обманет) и к внешнему: а что, собственно, этому человеку от Вас надо?
Будьте настороже, если уловите в словах
собеседника нотки фальши, неправды, тонкой лести и превозношения заслуг.
Ну, а теперь самое время поговорить о
противодействии манипуляции и манипуляторам.
Приемы защиты.
Первый прием: избегание. Если есть возможность уйти без вреда для Вас – уходите.
Прием работает при переговорах с незнакомыми или малознакомыми людьми.
Второй прием: выдержка. Ни на какие провокации со стороны манипулятора не
поддаемся. Сохраняем спокойствие духа и выдержку. Для этого приема нужна
определенная подготовка или «толстая кожа» от рождения.
Третий прием: уточнение. На провокационный вопрос манипулятора отвечаем вопросом
с просьбой уточнить, что он имел в виду?
- В мою молодость молодежь так не
одевалась! (манипулятор ожидает оправданий);
- А, как одевалась молодежь в Ваше
время? (теперь можно и послушать: может, что интересненького расскажет).
Четвертый прием (разновидность
третьего): переадрессация. Вопрос
манипулятора адресуем ему же.
- Ты где пропадал? (манипулятор рассчитывает,
что собеседник начнет оправдываться);
- А, ты, где пропадал? (вот, пусть сам
оправдывается).
Следует подчеркнуть, что в данном случае
социальный статус собеседников равен. При подобном вопросе начальника лучше
использовать третий прием:
- Что Вы имеете в виду?
Заключение.
Приемов защиты может быть так же много,
как и собственно манипулятивных.
Здесь важна практика и боевой настрой не
поддаваться на провокации манипуляторов, категорическое неприятие роли жертвы.
Чего и желаю всем уважаемым читателям!
P.S. Некоторые люди осознают, что имеют проблемы в
общении, но не понимают, почему?
Понаблюдайте за собой: может Вы смирились
с ролью жертвы или сами манипулируете своими собеседниками, даже не замечая
этого…
Комментариев нет :
Отправить комментарий