четверг, 2 марта 2017 г.

Манипуляция: как распознать и защититься.



Как неприятно, когда ощущаешь, что тобой манипулируют: заставляют что-то сделать вопреки твоей воле и интересам.

Причем, дело обставляется так, что если не сделаешь, то обязательно проиграешь, потеряешь, будешь «выглядеть полным дураком», слушок нехороший может пойти...

Можно говорить, что в основе манипуляции лежит угроза, банальная угроза потерять уважение, деньги, здоровье и т.д.
Причем, сама угроза не объявляется. Она, как бы, остается «за кадром». О том, что может произойти, какие беды нас ожидают, манипулятор предлагает нам самим догадаться.

Этимология манипуляции.

Здесь уместно напомнить уважаемой публике, что «Искажение», наряду с «Обобщением» и «Исключением» лежит в основе познания окружающего мира, создания «карты реальности человека».

Вспомните, как мы «накручиваем» себя, когда близкий нам человек даже временно выпадает из под нашего контроля:  не пришел в назначенное время, не отвечает на звонки и т.д. и т.п.

В сознании «рисуются» самые страшные картины и последствия: убили, ограбили, покалечили, украли, надругались... Человек глубоко переживает и страдает из-за того, что сам себе «напридумал» и вообразил.
Можно сказать, что чем «глубже», чувствительнее человек, тем ярче будут эти образы и представления.
Именно так «работает» «Искажение».

Да, стоит посочувствовать людям впечатлительным, мнительным, с повышенной реактивностью темперамента или как еще говорят специалисты – психо - динамического типа.

Манипулятору достаточно бросить нам «затравку». Далее наше «Искажение» доведет работу до нужного ему состояния. Все, объект готов выполнить волю манипулятора…

Для тех, кто еще сомневается (борется в своем сознании с предполагаемыми, зачастую с мнимыми напастями) у умелого манипулятора найдется целый арсенал уловок и  средств.

В ход пойдут так называемые стереотипы поведения. Манипулятор начнет убеждать свою жертву, что в этой ситуации ВСЕ или МНОГИЕ так поступают.
Или приведет конкретный пример из жизни какого-нибудь знакомого жертве лица (желательно АВТОРИТЕТНОГО в ее глазах). Может быть использована лесть, подтасовывание фактов, обещание невероятных выгод и т.п.

Если «номер не проходит», то тогда манипулятор переходит к угрозам (прямым и скрытым), оскорблениям, издевательству и другим грязным приемам. Целью которых является стремление вывести противника из себя, заставить поступать импульсивно, необдуманно, спонтанно, в ущерб своим интересам.

Определение манипуляции.

Так, что же такое манипуляция и можно ли ей противостоять?
Психолог В.П. Шейнов в своей книге «Психология управления» приводит более 20 определений манипуляции. Приведу несколько наиболее ярких:
- психическое воздействие, которое осуществляется тайно, а, следовательно, в ущерб лицам, на которых оно направлено;
- средство порабощения человека;
- обманное косвенное воздействие в интересах манипулятора;
- ловкое скрытое управление для достижения власти и господства с отношением к людям как к объектам, вещам.

Как определить, что Вами манипулируют?
- О, это довольно просто, если манипулятор действует грубо, нецензурно, вызывающе, оскорбительно, жестко, отталкивающе.

А, что делать, если Ваш собеседник – сама любезность: «хоть к ране прикладывай»?
- В этом случае нужно почувствовать, уловить в словах партнера этакую чрезмерность, утрированность, преувеличение, раздутость.
Стоит прислушаться к внутреннему голосу (он не обманет) и к внешнему: а что, собственно, этому человеку от Вас надо?
Будьте настороже, если уловите в словах собеседника нотки фальши, неправды, тонкой лести и  превозношения заслуг.

Ну, а теперь самое время поговорить о противодействии манипуляции и манипуляторам.

Приемы защиты.

Первый прием: избегание. Если есть возможность уйти без вреда для Вас – уходите. Прием работает при переговорах с незнакомыми или малознакомыми людьми.

Второй прием: выдержка. Ни на какие провокации со стороны манипулятора не поддаемся. Сохраняем спокойствие духа и выдержку. Для этого приема нужна определенная подготовка или «толстая кожа» от рождения.

Третий прием: уточнение. На провокационный вопрос манипулятора отвечаем вопросом с просьбой уточнить, что он имел в виду?
- В мою молодость молодежь так не одевалась! (манипулятор ожидает оправданий);
- А, как одевалась молодежь в Ваше время? (теперь можно и послушать: может, что интересненького расскажет).

Четвертый прием (разновидность третьего): переадрессация. Вопрос манипулятора адресуем ему же.
- Ты где пропадал? (манипулятор рассчитывает, что собеседник начнет оправдываться);
- А, ты, где пропадал? (вот, пусть сам оправдывается).
Следует подчеркнуть, что в данном случае социальный статус собеседников равен. При подобном вопросе начальника лучше использовать третий прием:
- Что Вы имеете в виду?

Заключение.

Приемов защиты может быть так же много, как и собственно манипулятивных.
Здесь важна практика и боевой настрой не поддаваться на провокации манипуляторов, категорическое неприятие роли жертвы.
Чего и желаю всем уважаемым читателям!

P.S. Некоторые люди осознают, что имеют проблемы в общении, но не понимают, почему?

Понаблюдайте за собой: может Вы смирились с ролью жертвы или сами манипулируете своими собеседниками, даже не замечая этого… 

Комментариев нет :

Отправить комментарий