четверг, 16 марта 2017 г.

Примеры манипуляций (из личной и профессиональной жизни автора).

После статьи «Манипуляции: как распознать и защититься» самое время привести примеры этих самых манипуляций в быту и на деловых переговорах.


Большинство примеров взяты из личной (бытовой и деловой) практики автора, свидетелем или участником которых он был сам.

Начну с продажной классики «Выбор без выбора». Напомню уважаемым читателям, что в данном контенте слово продажный берется в значении продающийся (С.И. Ожегов «Толковый словарь русского языка»), а не то, что большинство могло подумать.

Жирным шрифтом в тексте выделены собственно манипулятивные предложения.  

1.     «Выбор без выбора». Диалог продавца и директора фирмы-покупателя:
- Договор прямо сейчас подпишите или после обеда?
- Сами уйдете или охрану вызвать?

2.     «Женский вопрос». Беседа хозяина-нанимателя с мастером-отделочницей.
Суть манипуляции отделочницы: перевод стрелок с производственных отношений к межличностным, «давит на жалость»:
- Ну, что вы к бедной женщине придираетесь, будьте мужчиной?
- Я вас не как женщину нанимал, а как отделочника! Так уж извольте соответствовать!

3.     «Цена – качество». Обсуждение цены продукта.
Покупатель манипуляционно пытается вызвать чувство вины у продавца и «сбить» цену:
- Таких высоких цен, как у вас, я  не видел ни у одного продавца!
- А качество, такое, как у нас, вы видели у кого-нибудь из них?

4.     «Дорогая одежка». Торг на рынке.
Использование продавцом тщеславия в технике манипулирования:
- Очень уж дорого стоит ваши продукты.  У меня и денег не хватит!
- Оценивающе осмотрев покупателя, продавец изрекает: «Судя по тому, как вы выглядите, денег у вас хватит купить не только мои продукты, но и весь рынок!»

5.     «Заемщик и кредитор». Просьба старого знакомого (сослуживца).
Манипулятор-заемщик пытается использовать доверие для достижения своих целей:
- Одолжи мне энную сумму денег. Хочу купить себе машину.  Ты же мне не откажешь? Мы ведь друзья, не правда ли? Я обязательно верну.
- Ты не сможешь мне отдать долг. У тебя ведь нет свободных средств и, как я понимаю, не предвидится. Или я ошибаюсь?
- Обиженно: «Вот ты, какой друг!»
- А, ты, – какой? Хотел («кинуть») выманить деньги у товарища?
Для справки: в последствии манипулятора - «заемщика» осудили за мошенничество.

6.     «Красота – страшная сила!». Продажа в  лавке  бюжутерии.
Лесть в чистом виде (вариантов – неисчислимое множество):
- О, как к лицу вам это украшение! Вы  ослепительны и неповторимы! Подруги – обзавидуются, поклонники – не дадут прохода!
- Вы проверяли на себе или  говорите мне  только чтобы продать?

7.     «Спешащие часы». Пример тонкого воздействия на чувство долга и собственное достоинство:
- Ключевые работники намеренно задерживались на 5-10 минут на совещание к начальнику. Последний, после очередного их опоздания, сделал следующее:
- Посмотрел на настенные часы и сказал: «Что мне делать с этими часами? Опять на 7 минут спешат!».
Опоздания прекратились.   

8.     «Личный пример». Манипуляция со стороны начальника основана на чувстве долга и уважения у подчиненных к руководителю:
- В организацию привезли из районов архивные документы в очень «запущенном» состоянии, которыми никто не хотел заниматься. Между руководителями служб даже возникла легкая перебранка.
Начальник, вникнув в ситуацию, пошел и сам начал «разгребать» архивные завалы. Буквально через несколько минут к нему подключились все спорщики.
Архив был быстро разобран и классифицирован. Конфликт между руководителями служб – исчерпан.

9.     «Огонь на себя». Руководитель филиала скрытно управляет поведением председателя комиссии, показывая свой высокий профессионализм и компетентность, повышает свою ценность (кем такого заменишь?), вызывает сочувствие  к себе, дает понять: он-то – хороший, а вот обстоятельства – плохие («переводит стрелки» ответственности).  Да и «повинную голову меч не сечет»…
- При защите годовых бизнес-планов развития, областной начальник (председатель комиссии) разносил «в пух и прах» всех руководителей филиалов, так, что земля дрожала.
Когда очередь дошла до самого финансово слабого, убыточного хозяйства, все приготовились к наихудшему сценарию.
Но, произошло чудо: руководитель «убитого» филиала начал свой доклад с самобичевания и  самокритики. Он признал и  перечислил все известные руководству промахи и недочеты в работе организации. Чем фактически «снял с языка»  обвинения в свой адрес.
В заключение пообещал все исправить, организовать, наладить, достичь, получить…
Руководство было удовлетворено пониманием и ситуации и стоящих задач руководителем филиала, - бизнес-план приняли, а ему продлили контракт еще на один период…

Так уж происходит в жизни: манипулируем мы, манипулируют нами. Избежать этого невозможно. Можно научиться распознавать манипуляции, направленные против нас, вынуждающие нас делать что-либо себе в ущерб и активно им противодействовать.

Опять же, можно научиться манипулировать  и в «мирных» целях для достижения гармонии и справедливости.
Жизнь станет более яркой и насыщенной. Придет ощущение ее полноты и управляемости…

Чего всем читателям и желаю.

P.S. Позитивное скрытое воздействие (во благо оппоненту) автор предлагает называть не манипулированием, а эффективным убеждением.


Комментариев нет :

Отправить комментарий