Помним,
что успех переговоров на 85% зависит от подготовки к ним. Если мы смогли
заранее просчитать все ходы нашего оппонента и собственные плюсы и минусы, знаем
границы
дозволенных уступок, реально оцениваем компетентность, предпочтительную
переговорную тактику нашего визави, заранее определили его психотип, его невербальную
реакцию на различные раздражители и стали понимать, в каких случаях он лукавит, можно смело начинать переговоры – успех на переговорах будет нам обеспечен.
Вся наша жизнь – это сплошные
переговоры: с родителями, друзьями, учителями, работодателями, недоброжелателями,
соседями, деловыми партнерами, налоговыми инспекторами, коллегами по работе, супругой(ом),
своими и чужими детьми, инспекторами ДПС, администраторами заведений,
случайными попутчиками и т. д. т. п.
Большинство подобных переговоров
проходят в штатном режиме и не требуют каких-либо усилий с нашей стороны. Но
бывают и судьбоносные случаи от которых зависит: «быть или не быть», как
говорил классик…
Ценой неудачных переговоров может быть
потеря денег, имущества, карьеры, времени, здоровья, семейного благополучия,
имиджа, душевного комфорта, друзей, уважения и многих других вещей: моральных и
материальных, ценных и значимых для каждого отдельного человека.
Из всего многообразия совершающихся
переговоров, выделю деловые переговоры, как наиболее соответствующие теме блога.
Вместе с этим, отмечу, что принципы и подходы, которые будем рассматривать ниже,
применимы практически во всех переговорных сферах, за малым исключением: при
непосредственной угрозе жизни или аффективном состоянии вашего оппонента лучше
руководствоваться наставлениями специалистов по выживанию, рукопашному бою и
подобным наукам.
Итак, определились: готовимся к деловым
переговорам. Помним, что успех переговоров на 85% зависит от подготовки к ним.
Если мы смогли заранее просчитать все ходы нашего оппонента и собственные плюсы
и минусы, знаем границы дозволенных уступок, реально оцениваем компетентность,
предпочтительную переговорную тактику нашего визави, заранее определили его
психотип, его невербальную реакцию на различные раздражители и стали понимать,
в каких случаях он лукавит, можно смело
начинать переговоры – успех на переговорах
будет нам обеспечен.
.
Кстати, следует отметить, что в
некоторых случаях человек, официально представленный как глава делегации может не
являться лицом принимающим решения (далее ЛПР). Истинный ЛПР, представляясь
рядовым членом делегации (экспертом), наблюдает о происходящем на переговорах
со стороны, анализируя ситуацию и действия оппонентов.
В этом случае
стоит задача определить истинного главу делегации, понимать, кто ЛПР, а кто
только играет его роль.
Вот, подошло время выделить главные
моменты, которые успешный переговорщик должен понимать перед началом серьезных
переговоров:
- кто принимает решения (ЛПР) у
оппонентов;
-
их главные и промежуточные цели;
- готовность к компромиссам;
- нижняя и верхняя ценовые планки;
- насколько критичен для них срыв
переговоров;
- психологический, психо-динамический
тип ЛПР, ключевых членов делегации;
- невербальная реакция ЛПР и ключевых членов делегации при попытках манипулировать
(обманывать, лукавить);
- невербальная реакция ЛПР и ключевых членов делегации при получении
устраивающей их информации.
Из 8 выделенных автором позиций, если
первые 5 можно отнести к техническим, то, последние 3 – чистая психология. На
них и остановимся. Нет нужды объяснять, что когда мы будем знать психотип
оппонента, то сможем составить его психологический портрет и просчитать его
действия на различных этапах переговоров, в различных психоэмоциональных
состояниях и использовать эти знания в своих целях.
Ну, а способность распознать
невербальную реакцию деловых партнеров, когда они банально пытаются вас
обмануть, дезинформировать, повести по ложному пути или, когда они маскируют
свою радость и пытаются достичь еще большего, можно отнести к высшему пилотажу
в переговорном процессе.
Осталось выяснить: где и как получить
такую специфическую, даже можно сказать секретную информацию о наших
оппонентах?
- Ответ прост: следует организовать для
своих деловых партнеров торжественный прием в их честь, пригласить их на корпоратив, юбилей, день рождения бабушки
основателя, банкет по случаю…
Там,
во время неформального общения многое, если не все нам и откроется.
Подготовленный специалист по так называемым жестам – рефренам, специфике речи,
мимике сможет определить психотип человека, его интровертность и
экстровертность, реактивность и проактивность, ведущую речевую модальность,
реакцию на ложь и радость и много другой полезной и очень личной информации…
До начала переговоров полезно составить
их предполагаемый сценарий с учетом полученных накануне знаний и информации.
Непосредственно во время переговоров не
забывайте делать перерывы, во время которых можно обсудить и скорректировать
свою линию поведения, если что-то пошло не по сценарию.
P.S. Автор лично принимал участие в переговорах с очень
серьезными возможными последствиями,
когда иностранный партнер, после шикарного банкета накануне, проникся симпатией
к принимающей стороне и намеренно открыл свои карты. Переговоры прошли
конструктивно (без применения каких-либо уловок и хитростей) и завершились успешно для обоих сторон. Чего и
Вам желаю!
Комментариев нет :
Отправить комментарий