суббота, 6 октября 2018 г.

ПОВЫШЕНИЕ ВНУТРЕННЕЙ МОТИВАЦИИ У СЛУШАТЕЛЕЙ ГРУПП ПЕРЕПОДГОТОВКИ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ 1-25 02 72 «БАНКОВСКОЕ ДЕЛО»


В настоящее время приходится констатировать: престижность работы в банке в значительной степени упала. Произошло это в первую очередь
из-за снижения возможностей для материального стимулирования работников среднего и низшего звена банка, при возрастающих требованиях к их профессиональной компетенции, высокой личной ответственности и напряженности труда.
         Как следствие этой ситуации, группы переподготовки специалистов, имеющих высшее образование по специальности «Банковское дело», формируются в своем большинстве, а в некоторых случаях – исключительно, из действующих работников банков, имеющих непрофильное высшее образование.
         Стоит пояснить: откуда в банках взялись специалисты с непрофильным образованием, ведь банковское дело имеет свою специфику и предполагает высокий профессионализм всех без исключения банковских работников.
         На заре формирования банковской системы Республики Беларусь в последнее десятилетие прошлого века произошел более, чем десятикратный рост количества банков. Общее их количество превышало 50. Сравните с сегодняшними 24 банками и 3 небанковскими кредитно-финансовыми организациями.
         Естественно, что при таком количественном росте, существующие в то время учреждения образования не могли быстро подготовить требуемое количество специалистов банковского профиля. В связи с чем, последние вынуждены были принимать на работу людей, не имеющих не только специализированного банковского, но и экономического  образования и обучать их непосредственно на рабочих местах.
         Безусловно, такая ситуация негативно сказалась на качество работы как отдельных банков, так и банковской системы в целом. Тем не менее, банковская система республики выстояла, получила необходимый опыт и сегодняшнюю гибкость и управляемость.
         Теперь, когда высшие учебные заведения насытили рынок специалистами банковского профиля, руководство банков стало обращать внимание на качественную структуру кадрового состава и требовать от служб по управлению персоналом доведения до 100 % формирования штатов банка специалистами с высшим банковским образованием.
         Таким образом, в значительной степени благодаря административному нажиму, а не личному желанию повысить свою профессиональную компетенцию, специалисты банков, не имеющие профильного образования, вынуждены проходить переподготовку по специальности «Банковское дело».                                    В этом случае уместно говорить об административном  стимулировании, а не о личной мотивации слушателей.
         Нельзя оставить без внимания и такую тенденцию, наблюдаемую в банковском секторе, как уменьшение ранее делегированных полномочий и передача отдельных операций из региональных отделений в головные (центральные) офисы, расположенные в г. Минске. Связано это с желанием руководства банков повысить управляемость  и оперативность принятия решений, снизить расходы и уменьшить кредитные, операционные, правовые и прочие риски, неизбежно возникающие при наличии разветвленной сети банка.
         При этом происходит высвобождение (сокращение) штатной численности работников банка в регионах и ее увеличение в головных (центральных) офисах. Казалось бы, переезд специалистов в столицу продиктован самой жизнью, но переезжают в столицу единицы. В наших реалиях на это могут решиться немногие.
         Экономически развитые страны в свое время пережили подобную ротацию: созданный рынок арендного жилья, «частные детские сады», развитый общепит делает переезд в другой город в поисках работы обыденной операцией.
         Итак, специалист банка низшего и среднего звена, не имея возможности (желания) переехать в другой город в поисках устраивающей его вакансии, испытывает стресс от возможности потери работы при сокращении штатов банка, он ощущает давление со стороны претендентов из резерва кадров, стремящихсязанять его место.
         Стоит заметить, что перечисленные выше факторы воздействуют на специалистов, имеющих высшее банковское образование, что и говорить о тех, кто его не имеет…
В этом случае, безусловно появляется внутренний (личный) мотив к получению второго высшего образования по специальности «Банковское дело».
         Приведенные выше умозаключения о мотивации слушателей: не выраженная, если имело место административное воздействие на принятие решения о переподготовке и  зачаточная, если подобное решение принималось под воздействием внешних обстоятельств подтверждаются на практике при опросе слушателей, принятых на переподготовку по специальности «Банковское дело».
         Как видим, что в том и другом случае мотивация ослабленная, не способствующая, как минимум, полноценному и эффективному обучению.
         Выявив настоящую проблему, перед преподавательским  составом стала острой задача повышения мотивации слушателей, проходящих переподготовку по специальности «Банковское дело» к получению знаний, навыков и компетенций, позволяющих стать специалистом банковского дела (получить соответствующую квалификацию) и быть готовым к данному виду профессиональной деятельности.

         Решением сложившейся ситуации стало обучение слушателей конкурентным знаниям, навыкам и компетенциям, которых или вообще нет у коллег по цеху, или они находятся в зачаточном состоянии.
         Такими знаниями могут служить понимание специфики активных продаж банковских продуктов. Причем не только теоретические знания, но и в еще больше степени практический опыт, или формирование у слушателей устойчивого навыка продаж банковских продуктов.
          Как показал личный опыт автора, слушатели, понимая, что получают на занятиях конкурентные знания и опыт, которые будут способствовать не только их закреплению на рабочих местах, но и помогут им продвинуться по карьерной лестнице, по-другому начинают относиться к обучению.  Они становятся более дисциплинированными и собранными. У слушателей появляется интерес к самостоятельной работе. Обсуждения пройденного материала в группе носят осмысленный и профессиональный характер. Уместно констатировать   повышение  уровня личной мотивации к обучению у слушателей.
         Чтобы слушатели выработали и закрепили у себя максимальную заинтересованность к получению устойчивого навыка продаж банковских продуктов, целесообразно в рамках изучения дисциплины «Организация деятельности банка»  не только изучать конкретный банковский продукт, но и обучать слушателей на практических занятиях непосредственной его продаже, используя для этого ролевую игру и другие методы интерактивного обучения.
         Стоит особо подчеркнуть, что Министерство образования Республики Беларусь, в своем образовательном стандарте «ОСРБ 1-25 02 72-2017» (далее – стандарт) установило требования, необходимые для обеспечения качества подготовки специалистов банковского дела, в которых нашли отражение совершенно новые рыночные понятия такие, как банковский маркетинг, производство банка, организация продаж и разработка банковских продуктов и подобные другие.
         С принятием данного стандарта переподготовка слушателей по специальности «Банковское дело» должна носить большую практическую направленность, что приведет к повышению мотивированоости слушателей к обучению и лучшей их подготовленности к дальнейшей профессиональной деятельности.

Список литературы:
1.Образовательный стандарт Республики Беларусь ОСРБ 1-25 02 72-2017;
2.www.nbrb.by.        

Комментариев нет :

Отправить комментарий