суббота, 17 августа 2019 г.

Психологические типы. Краткий обзор. (Часть 1: Введение и Рациональные типы).


Читающая публика, безусловно, слышала о делении всех жителей планеты на людей с преобладающей либо экстравертной, либо интровертной психологической  установкой,
описанных швейцарским психологом и философом Карлом Густавом Юнгом (1875 – 1961).
В меньшей степени широкой общественности известно, что он же, со всей своей гениальностью, разделил все человечество на носителей рациональных и иррациональных типов.

1.     Введение.

Всякий, мало – мальски поживший на свете человек знает, что есть люди умные, даже очень умные: расчетливые, продуманные, знающие как, жить. Все у них схвачено, за все оплачено. Всему они знают цену, на все имеют свое суждение. Всегда они в центре событий, внимания, на виду, одним словом. Все у них ладится и получается. Очень любят поучать других, хвалиться своими успехами и достижениями. Как правило, очень яркие, эмоционально сильные. Лидеры, заводилы, успешные в быту и делах.

         А есть не то, что совсем глупые или умственно отсталые с низким интеллектуальным уровнем. Нет, нет, совсем не о них речь! Уровень IQ может быть у них очень даже приличным (у некоторых даже с признаками гениальности), но живут они так, как будто что-то мешает им использовать свои высокие интеллектуальные возможности.

На виду бывать не любят, новых друзей не заводят, нужными связями не обрастают, если даже что-то изобретут, то 100 раз перепроверят, пока явят миру свое изобретение. Не спешат жить. Все события сравнивают с неким внутренним мерилом.  
Погружены в себя. Предпочтение отдают ощущениям и интуиции. Люди с богатым внутренним миром. Глубокие и сосредоточенные на своем. Тонкие артистические натуры. Творцы. Мистики. Эмоционально ранимые. В реальной жизни идут своим, зачастую только им известным путем.
        
Очень яркий пример этих двух типов приведен в Новом Завете. Помните притчу о мудрых и неразумных девах?

Матфея 25:1-13:
 «Тогда подобно будет Царство Небесное десяти девам, которые, взяв светильники свои, вышли навстречу жениху. Из них пять было мудрых и пять неразумных. Неразумные, взяв светильники свои, не взяли с собою масла. Мудрые же, вместе со светильниками своими, взяли масла в сосудах своих. И как жених замедлил, то задремали все и уснули. Но в полночь раздался крик: «вот, жених идет, выходите навстречу ему». Тогда встали все девы те и поправили светильники свои. Неразумные же сказали мудрым: «дайте нам вашего масла, потому что светильники наши гаснут». А мудрые отвечали: «чтобы не случилось недостатка и у нас и у вас, пойдите лучше к продающим и купите себе». Когда же пошли они покупать, пришел жених, и готовые вошли с ним на брачный пир, и двери затворились; после приходят и прочие девы, и говорят: «Господи! Господи! Отвори нам». Он же сказал им в ответ: «истинно говорю вам: не знаю вас». Итак, бодрствуйте, потому что не знаете ни дня, ни часа, в который придет Сын Человеческий».

Не вдаваясь в толкование этой притчи (желающие без труда найдут их превеликое множество, написанных профессиональными богословами), отметим собственно факт деления ожидающих дев на мудрых и неразумных.

Если следовать классификации Карла Г. Юнга, то можно назвать их обладателями рациональных (в притче - мудрые)  и иррациональных (в притче - неразумные) психологических типов.  Пропорция определена, как 50 % на 50 %.

Следует отметить, что некоторые современные исследователи предлагают другое соотношение:  Жозеф Мессинджер, например, считает, что рациональных людей в нашем мире – 62 %, тогда, как иррациональных всего  38 %.

Возникают закономерные вопросы: "Так что это за люди такие иррациональные, что даже в Царствие Небесное им попасть трудно? Чем они отличаются от рациональных?". Попробуем разобраться.

2.     Рациональные типы.

2.1.         Краткое описание.

Основатель «аналитической психологии» доктор Юнг относил мыслительный и чувствующий  (носителей их еще называют логиками и этиками соответственно) типы к рациональным: «потому что оба они характеризуются приматом функций разумного суждения. Общим признаком обоих типов является тот факт, что их жизнь в высокой мере подчинена разумному суждению» (К. Юнг. Психологические типы. – 385 с.).

 Далее в своей работе «Психологические типы» профессор Юнг  утверждает: «рациональность обоих ориентирована объективно и зависит от объективного данного. Их разумность соответствует тому, что коллективно считается разумным» (К. Юнг. Психологические типы. – 386 с.).

Карла Г. Юнг называл рациональные типы оценочными и типами суждения.

Следует отметить, если разумное суждение приобретает значение доминантного, то чувства и эмоции обречены быть вытесненными в бессознательное и периодически дает о себе знать, проявляясь в аффективных формах близких к невротическим.

2.2.         Рациональный мыслительный экстравертный тип.

Мыслительным типом ученый называл тип, у которого «среди психологических функций первенство выпадает на долю мышления, т.е., если индивид исполняет свое жизненное дело, руководствуясь главным образом головным рассуждением так, что все сколько- нибудь важные поступки проистекают из интеллектуально помысленных мотивов или по крайней мере по тенденции своей должны были бы вытекать из них» (К. Юнг. Психологические типы. – 370 с.).

Мыслительный экстраверт, обладая повышенной эмоциональной устойчивостью, уверенно идет к своей (логически обоснованной, хорошо продуманной)  цели, невзирая ни на какие препятствия и препоны. Отличный коммуникатор, переговорщик, оратор, блестящий  пропагандист своих идей, он, зачастую, становится пленником своих воззрений и полностью в них растворяется, становясь человеком – функцией, человеком – идеей.
         Все и вся, что мешает реализации его жизненной установки, препятствует осуществлению его планов и амбиций объявляется ничтожным, оппоненты становятся личными врагами со всеми вытекающими…
         Адольф Гитлер, Бенито Муссолини, да и некоторые современные деспоты являются яркими представителями этого психологического типа.

2.3.         Рациональный чувствующий экстравертный тип.

Прежде, чем перейти к описанию чувствующего типа следует представить определение термина чувство, данное Карлом  Г. Юнгом: «чувство есть прежде всего процесс, происходящий между эго и каким-нибудь данным содержанием, притом процесс, придающий содержанию некоторую ценность в смысле принятия или отверждения его («удовольствие» или «неудовольствие»). (К. Юнг. Психологические типы. – 512 с.). И далее: «чувство есть также разновидность суждения, отличающаяся, однако, от интеллектуального суждения, ибо оно создается не для установления субъективного принятия или отвержения. Оценка при помощи чувства распространяется на всякое содержание сознания, какого бы рода оно ни было» (К. Юнг. Психологические типы. – 513 с.).

«Способный улавливать самые незаметные чувства, он почти всегда понимает, что творится на душе у окружающих. Он блестяще умеет распознавать «ложных друзей» и видеть лицемерие собеседника. Создание, одаренное чутьем психолога. Большой знаток человеческой души» - так охарактеризовал Жозеф Мессинджер носителей данного типа (Ж. Мессинджер. Словарь жестов. – 201 с.). 

2.4.         Рациональные интроверты.

Как уже догадался проницательный читатель, речь пойдет о все тех же мыслительном и чувствующем типах, только с интровертной психологической установкой.

Сильвия Лекен в своей работе «Сила интровертов. Как использовать свои странности на пользу делу» (32-34 с.) привела заключения признанных психологической общественностью исследователей, обнаруживших многочисленные различия между экстравертами и интровертами на уровне физиологии мозга.

Ниже приводятся некоторые из них:
·        В коре головного мозга интровертов было выявлено больше электрической активности, чем у экстравертов (Роминг, 2011).
·        Интровертированность связана с повышенным притоком крови к коре больших полушарий (Д. Джонсон, 1999).
·        В мозге интротровертов и экстравертов преобладают неодинаковые нейротрансмиттеры (химические вещества, влияющие на активность в коре головного мозга и эмоциональную окраску психологического состояния) (О. Лэйни, 2002).
·        Нейротрансмиттер дофамин способствует оживленной активности, любопытству, стремлению к разнообразию, ожиданию вознаграждения у экстравертов. Ацетилхолин, напротив, помогает концентрации, памяти и размышлению (Рот, 2007).
·        Сьюзан Кейн сводит все различия к одному пункту: она определяет экстравертов как ориентированных на вознаграждение, а интровертов как ориентированных на надежность. Это проявляется в коммуникации: экстраверты больше стремятся к получению положительных эмоций, возбуждению и даже эйфории, у интровертов не так часто возникают эйфористические переживания, но зато им важно все увидеть, услышать и узнать перед тем, как приступить к работе  (Кейн, 2011).

2.4.1.  Рациональный интровертный мыслительный тип.

Классик аналитической психологии К. Юнг, описывая данный тип, утверждал, что представителей последнего отличает «негативное отношение к объекту, от безразличия до устранения и вообще делает само описание интровертного типа крайне затруднительным. В нем все устремлено к исчезновению и скрытости. Его суждения являются холодными, непреклонными, произвольными, ни с чем не считающимися, потому что они менее относятся к объекту, чем к субъекту. В них нельзя почувствовать ничего, что хоть как-то повышало бы ценность объекта; они всегда скользят чуть поверх объекта и дают почувствовать превосходство субъекта» (К. Юнг. Психологические типы. – 411 с.).

Наш современник, последователь учения Карла Г. Юнга в части определения психотипов, французский психолог Жозеф Мессинджер рациональных мыслительных интровертов так и называет - «рационалисты». Он пишет: «У рационалиста размышление предшествует действию. Это человек, живущий рассудком, признающий примат разума над чувствами, склонный раскладывать все по полочкам, подвергать логическому анализу, подводить теоретическую базу, неизменно оставаясь реалистом! Три его дрбродетели: строгое следование порядку, пунктуальность и методичность! Рационалисты не относятся к любителям приключений и искателей потерянного ковчега» (Ж. Мессинджер. Словарь жестов. –473 с.).

2.4.2.  Рациональный интровертный чувствующий тип.

Интровертный чувствующий тип, в соответствии с учением Карла Г. Юнга, встречается преимущественно у женщин. «К таким женщинам применима пословица «тихие воды глубоки». В большинстве случаев они молчаливы, трудно доступны, непонятны, часто скрываются под детской или банальной маской, нередко отличаются также меланхолическим темпераментом» (К. Юнг. Психологические типы. – 416 с.).

Описывая в своей работе данный тип, профессор Юнг отмечает, что по отношению к объекту он проявляет сдержанность, определенную холодность и видимое безразличие, вместе с этим,  «чувства (этого типа), хоть и экстенсивны, но вместе с ним интенсивны. Они развиваются вглубь.
В то время как, например, экстенсивное чувство сострадания обнаруживается в соответствующем месте в словах и действиях и быстро оказывается способным вновь освободиться от этого впечатления, интенсивное сострадание замыкается и воздерживается от всякого выражения и приобретает, таким образом, страстную глубину, которая вмещает в себя все страдание индивидуального мира и застывает в нем.
При чрезмерном сострадании оно способно, быть может, прорваться и вызвать поразительный поступок, который будет иметь, можно сказать, героический характер…»(К. Юнг. Психологические типы. – 417 с.).

В точном соответствии с характеристикой, данной этому типу доктором Юнгом, психолог Жозеф Мессинджер называет его «сердоболец» и отмечает его, как «сентиментальную личность, сердцееда, генератора идей, великодушного и очень общительного, порой очень властного, тирана и собственника» (Ж. Мессинджер. Словарь жестов. –497 с.).

Литература:

1.     Юнг Карл Густав. Психологические типы. – Минск: Харвест, 2017. – 528 с.
2.   Сильвия Лекен. Сила интровертов. Как использовать свои странности на пользу делу. – Москва: Эксмо, 2019. – 320 с.
3.  Отто Крегер, Джанет Тьюсен. Почему мы такие? 16 типов личности, определяющих, как мы живем. – Москва: Альпина Паблишер, 2019. – 356 с.
4.     Жозеф Мессинджер. Словарь жестов. – Москва: Рипол классик, 2016. – 720 с.
5.     Валерий Савельев. http://psychotypology.vg-saveliev.ru/
6.     Евгений Спирица. Вижу вас насквозь. – СПб: Питер, 2018. – 256 с.
                    


Комментариев нет :

Отправить комментарий