среда, 4 сентября 2013 г.

Продажный вопрос.

Honor i handel to rzechy niezgodne.
(Честь и торговля несовместимы).

         Именно так выражала свое отношение к торговле шляхта Речи Посполитой в средние века.
         А Вам, уважаемый читатель, какой тезис ближе: приведенный выше или к примеру такой, как «Торговля – двигатель прогресса!».
         Если же вы еще не задумывались над этим «продажным» вопросом, то смело можете читать настоящую статью дальше.
         У тех, для кого само слово торговля ассоциируется с неким постыдным, недостойным занятием (почти проституцией) и эпитеты «жулье», «вшивые блохи», «барыги» - самые точные названия для продавцов,  одним словом, у современной шляхты, имею честь спросить:
- «Как вы смотрите на то, что вся наша жизнь – это сплошной торг? И каждый из нас с самого рождения выступает то в роли продавца, то в роли покупателя?».
         Ведь если суть торговли – это обмен и наличие, как минимум, двух сторон, то почему нельзя сказать, что когда мы заботимся о ребенке: вкладываем в него душу и средства, подразумеваем, что он также будет заботиться о нас, когда мы состаримся? И если случается так, что в старости за человеком некому присмотреть, то приходится нанимать кого-нибудь постороннего уже за деньги.
         Обратите внимание, сколько вокруг нас брошенных стариков? Причем точно известно, что дети у них есть и давно «взрослые». В этом случае было бы правильно и морально, если бы такой «ребенок» просто отдал  эмоциональный  и материальный вклад,  полученный от родителей в детстве.
         Можно ли такое положение вещей назвать сделкой? По-моему – можно. И это была бы хорошая сделка.
         И, хотя мы несколько отвлеклись от заявленной темы, хотелось бы выяснить: почему так в жизни происходит?
         Мой ответ будет таким: уж очень затянулся переход от ранее привычного социалистического уклада жизни с высоким значением общественного мнения и относительными социальными гарантиями к рыночному, где каждый в течение жизни может заработать себе на достойную старость.
         Однако вернемся к рассматриваемому вопросу. Посмотрим, что происходит в школе. Кстати, знаете ли Вы, чем знания учителя отличаются от знаний ученика? Ответ прост: «Одним днем. Учитель на один день раньше проходит материал».
         Так есть ли продажи в школе?
         Думаю, что есть: знания учеников оцениваются. Слышите знакомое слово – цена? Скажите, что эта оценка не материальна. Не соглашусь. Хорошие оценки очень легко, даже при незначительных продажных навыках, трансформируются в велосипеды, смартфоны, ролики и другие нужные вещи. Вот и все. Продажный цикл завершен.
         Но наиболее ярко проявляется продажный эффект при поступлении на работу. Соискатель (он же продавец), обладая товаром в виде знаний, навыков, личных качеств, которые оценивает наниматель (он же покупатель) и который предлагает свою цену за этот товар в виде заработной платы.
         Прошу ответить самим себе: «Воспринимаете ли Вы этот процесс, как акт продажи?». Могу сказать с большой долей уверенности, что 90 % кандидатов-соискателей не воспринимают.
         Кстати, в дальнейшем я думаю коснуться этой темы: как правильно подготовиться и провести собеседование? Как правильно составить резюме? Как заинтересовать нанимателя? Одним словом, как себя продать по-дороже?
         Все в жизни имеет цену. Не все можно купить за деньги.
         Каждый знаком с этим изречением. Предполагаю, что большинство с ним согласны. Остается выяснить: а за что покупается остальное, что нельзя купить за деньги?
         Ответ «за большие деньги» -  не предлагать.
         Не поднимаясь до высоких категорий, предложу читателю такую, как  эмоциональный вклад. Великий Стивен Кови очень убедительно писал об этом. Рекомендую.
         Эмоциональный вклад равен денежному. Не согласны? Тогда оглянитесь вокруг себя. Пожалуй в каждой организации найдется человек, а порой и не один, обласканный вниманием, денежной должностью и прочими сопутствующими благами, не представляющий из себя ничего хорошего, как профессионал. Знакомо? Не правда ли? Группу хамелеонов – прилипал не рассматриваем, хотя и это явление имеет место.
         Так почему же так происходит? Ответ прост:
- «Человек эмоционально поддерживает руководителя – делает эмоциональный вклад и получает за это вознаграждение!»
         Перефразируя известные лозунги, можно утверждать : «в жизни всегда есть место продажам!» и «жизнь – ярмарка, в которой мы продавцы и покупатели!».
         Так почему же существует в обществе негативное отношение к торговле, продавцам, даже технологиям продаж? Можно даже говорить, что этот негатив передается из поколения в поколение.
         Мое мнение: «Элементарное незнание торгового дела, неумение торговать, нежелание, лень изучать его и зависть к тем, кто умеет, знает, изучает и, как правило, успешен!».
         Я недаром озаглавил статью продажный вопрос. Кажется, что само слово продажный несет явно выраженный отрицательный оттенок. Таков сложившийся стереотип. Хотя «Толковый словарь русского языка» С.И. Ожегова толкует слово «продажный», как предназначенный для продажи, продающийся, а уже только после этого  - за деньги готовый на бесчестные поступки.
         В крупной компании столкнулся с тем, что сотрудники отдела продаж называли свой отдел продажным, а себя – продажниками, как бы примеряя на себя некую маску.
         Если применить в этом случае метод психоанализа Зигмунда Фрейда, то делают это они для обеспечения себе внутреннего комфорта, зная в целом не очень позитивное отношение большинства населения к продавцам, а в их случае потенциальных покупателей, они заблаговременно рядятся в продажные одежды и контактируют с клиентами, находясь в одной с ними карте реальности.
         Что же желать? И кто виноват?
         Изменить стереотип поведения населения – бесперспективная идея, а вот попробовать измениться самому – очень даже можно. А первый шаг для этого должен быть следующим: средневековый флаг с лозунгом, помещенным в эпиграф, сдаем в музей и с воодушевлением принимаемся за изучение продажного дела. Уверен, будете довольны!

         Остаюсь в Вашем распоряжении




2 комментария :

  1. Спасибо за простые и понятные доводы. Статья затрагивает некоторые струны в душе. Добавляет звук внутреннему голосу, который говорит: «Открой в себе возможности. Вспомни свои мечты и желания. Занимайся любимым делом. И пусть оно будет успешным».

    ОтветитьУдалить
  2. Спасибо, Оксана за коммент. Пусть у тебя в жизни все будет хорошо!

    ОтветитьУдалить