Подсчитано, что удержать клиента примерно в пять раз
дешевле, чем привлечь нового, а возвратить ушедшего к конкурентам – в двадцать.
Согласитесь, есть над чем задуматься! А так уж мы внимательны к своим
постоянным клиентам? Есть ли у нас программа повышения лояльности наших
клиентов? Все ли мы сделали, чтобы удержать постоянного клиента?
Прежде, чем
перейти непосредственно к методам, укрепляющим связи компании и клиента,
хотелось бы ознакомить читателей с результатами исследования причин, из-за
которых фирмы теряют покупателей, проведенной в 1979 году Агенством по изучению
клиентской удовлетворенности ТАRP (Арлингтон, США):
- 1 % - умерли;
- 3 % -
переехали в другой город;
- 5 % - стали
покупать у друзей и знакомых;
- 9 % - сочли
предложение конкурента более привлекательным;
- 14 % - не были
удовлетворены качеством товаров или услуг;
- 68 % - были недовольны сервисом или отношением
персонала.
Оказывается,
клиенты уходят по простой причине: им не комфортно у нас, им не уделяют
должного внимания, наш персонал их игнорирует, продажные технологи отсутствуют
либо на низком уровне.
Разовьем тему:
- по телефону
что-либо выяснить невозможно;
- стоянка
отсутствует или парковка затруднена;
- указателей, как найти фирму нет;
- на клиента
никто не обращает внимания (очевидно, все озабочены вопросом: «Как выполнить месячный
план продаж?»);
- продавцы плохо
ориентируются в технических характеристиках товаров;
- нет даже
намека о дресс-коде персонала;
- отсутствует
гибкость в системах оплаты (только «нал» или только «безнал», других вариантов
нет);
- доставки
товара нет;
- рекомендации
по эксплуатации товара отсутствуют;
- предложений по
сборке, устройству (плиточных полов, например), настройке товара нет;
- как работать с
VIP-клиентами никто не знает и не слышал;
- скидки и акции
отсутствуют;
- каталогов
(описаний) товаров нет;
- послепродажный
сервис слаб или невыразителен;
- гарантийный
срок минимален;
- отсутствует
фирменный стиль и узнаваемость компании – продавца;
- оформление торгового
зала (офиса) желает лучшего;
- о поступивших
новинках никто не сообщает;
- с семейными
праздниками никто не поздравляет;
- за покупку
никто не благодарит, да и вообще, - эмпатика к клиенту отсутствует.
Можно было бы продолжить, да и так
список получился более, чем внушительным.
Кстати, американский консультант Дэн
Кеннеди провел исследование по отношению к базовым ценностям компании ее
руководителей (владельцев) и наемных работников по 15 позициям и выяснил, что отношение
исследуемых групп к одним и тем же вопросам диаметрально противоположное: если
у руководителей (владельцев) на первом
месте результат работы компании, а на последнем – проведение уикенда, то у
наемных работников все наоборот: уикенд – это главное, что их заботит, а о
результатах работы компании они думают в последнюю очередь.
Что делать, если все или почти все
безобразие в большей или меньшей степени, описанное выше, Вы нашли и в своей
компании?
Прежде всего, начните с внешних
факторов:
- обновите
рекламную вывеску, указатели, сделайте их более заметными и узнаваемыми (если
они «теряются» на фоне Ваших коллег-конкурентов);
- облегчите
доступ клиенту в Вашу компанию, магазин, офис (оборудуйте автомобильную
стоянку, обеспечьте на ней безопасность);
- создайте
комфортные условия для покупателя;
- обучите и мотивируйте персонал;
- организуйте
должным образом продажный и послепродажный сервис;
- внедрите
фирменный стиль.
В заключение, - несколько слов об
удовлетворенности и лояльности клиентов. Можем ли мы говорить, что
удовлетворенный клиент всегда лоялен компании? Если нет, то что нужно добавить
к удовлетворенности, чтобы получить лояльность?
Удовлетворенный клиент – это клиент, у которого
удовлетворены его нужды.
Филипп Котлер определяет нужду, как чувство ощущаемой человеком нехватки
чего-либо, а потребность как нужду,
принявшую специфическую форму в соответствии с культурным уровнем и личностью
индивида.
Можно говорить, что потребность – это
нужда, в системе координат конкретного человека. Для примера: нужда – из пункта
А добраться до пункта Б; потребность – ехать с комфортом на Мерседесе (если
средства позволяют).
Лояльный клиент – это не только клиент с удовлетворенными нуждами, но также
и удовлетворенными потребностями,
включающими в себя потребность в признании его как личности (пирамида Маслоу
Комментариев нет :
Отправить комментарий