Кто катается на
велосипеде, знает, что всегда есть проблема: куда поехать на выходные? Хочется,
чтобы было и интересно, и глаз радовало и не сильно напряжно (отдых ведь, пусть
и активный).
В
этот раз решили выдвинуться в д. Бердовка (15 км от г. Лида). Там отреставрировали
старинное имение, когда-то принадлежавшее могилевскому губернатору Александру
Дембовецкому (1840 - 1914).
Следует
отметить, что первое упоминание о Бердовке датируется 1527 годом, а имение имеет
глубокую и драматическую историю. Последним законным его владельцем был местный
шляхтич Винцент Захватович, которого за участие в восстании Кастуся
Калиновского (1838-1864) сослали в Воронежскую губернию, а имение
секвестировали (отобрали, если по-простому).
Остались
сведения, что дворянин Дембовецкий в 1868 году приобрел у царской казны это
имение за 1750 рублей, что составляло всего 1/10 его реальной стоимости. Так, что в этом случае
можно говорить уже не о имении, а о поместье (обычно жалуемом царем за усердие в военной или государственной службе без права продажи и наследования).
В
последнее время во дворце поместья располагался местный дом культуры с
директором которого – Александром Парфенчиком я был знаком многие годы, а его
родного брата Владимира (1957-2011) называл своим и другом и братом…
Теперь о самом
путешествии.
В субботу
пришлось подниматься в 3 часа ночи, чтобы успеть на дизель-поезд, время отправление которого
- 4 часа 10 минут.
Ехать по ночному
Гродно было интересно, или как говорит молодежь – даже прикольно. По пути
повстречали двух велосипедистов, а ближе к центру – двух велосипедисток.
Причем, и те и другие ехали явно не в сторону вокзала. Как-то сам по себе
возник вопрос: что за ночная веложизнь не просто идет, а кипит
в г. Гродно? Не исключаю, что так же они подумали и о нас.
В вагоне поезда
мы были практически одни, так что ни у кого вопросов типа: «Куда прешь с
велосипедом?», не возникало.
Расположившись на трехместной полке, подогнув
ноги и подложив рюкзак под голову, часика два кемарнули – до сих пор осталось сладкое
воспоминание об этом деле.
Часов около
семи, буквально за несколько минут до очередного остановочного пункта, подошел
чел, лет этак двадцати и попросил мобильный позвонить. Кстати, именно об этом
предупреждают в поездах по громкой связи перед началом движения: «Не передавайте
свои мобильные телефоны незнакомым людям!». Мягко его послали. Он не обиделся и
пропал из поля зрения, как и появился. Такое вот кино…
На вокзале в г.
Лида уже было оживленно. Сам вокзальчик – ничего себе такой – чистенький. В
буфете стояла приличная очередь за аппетитными булочками местного производства.
Прикупили их с десяток. Тут же их и продегустировали.
Помянув добрым
словом Лидский хлебозавод, один из лучших (на мой взгляд), если не в республике,
то в Гродненской области точно, сытые и
довольные покатили в д. Бердовка.
Сразу скажу, что
из 15 км от Лиды до
Бердовки большинство пути ехали по велодорожке. Только последние
несколько километров – по шоссе.
Скорость держали
около 20 км/час. Так что доехали до места назначения минут за 40-45, не больше.
В пути
приключений особых не было. Только, где-то посередине пути, в д. Дубровня,
заметили бюст товарища в шляпе. Решили не останавливаться, а осмотреть памятник
на обратной дороге.
У границы поместья
нас встречал Александр Парфенчик – человек неординарный и замечательный во всех
отношениях.
Прежде всего, в
значительной степени именно его стараниями государство выделило средства на
ремонт фасада дворца поместья. Кроме этого, Александр является руководителем
семейного народного ансамбля Парфенчиков
– лауреата и дипломанта республиканских и международных конкурсов.
Для тех, кто
хотел бы пригласить этот заслуженный коллектив с 30-ти летней творческой
историей с концертной программой, с любезного согласия Александра, предлагаю
его телефон: +375 29 55 46 796.
Александр провел
для нас экскурсию по всему зданию и парковой зоне. Особо подчеркнул, что Александр
Дембовецкий был внебрачным сыном императора Александра II
и сказал, что у него есть неоспоримые доказательства на этот счет.
Все вокруг
радовало глаз и возбуждало воображение: и сам добротно отреставрированный фасад
дворца, и хорошо сохранившиеся подвалы с каменными сводами, и вековые деревья,
и даже конюшня, в которой ранее (за панскім часам) был конезавод с английскими и шведскими породистыми жеребцами, а теперь был замечен десяток рабочих лошадок с
невыразительным экстерьером.
Глядя на этих
доходяг, еще раз укрепился во мнении, что все, что столетиями с любовью
взращивалось и лелеялось несколькими поколениями заботливых хозяев, легко
превращалось в прах через несколько лет после попадания в твердые большевицкие
руки…
После осмотра поместья
посетили местный краеведческий музей, где познакомились с его создателем - еще с
одним достойным и уважаемым жителем д. Бердовка – Анатолием Крупой.
Затем побывали в
гостях у четы Парфенчиков: Александра и Инны и в 16-00 отбыли в г. Лида.
Бюст, что привлек наше внимание в д. Дубровня, был установлен в память русского ученого –
селекционера И. В. Мичурина (1855-1935).
Местные аборигены «донбасского» вида подтвердили наше предположение, что
его именем ранее назывался колхоз.
Как он называется сейчас мы выяснять не стали, опасаясь обострения текущей обстановки: очень уж выразительным был
запах перегара, а лица собеседников недвусмысленно сигнализировали: «морда очень
выпить хочет»…
По приезду в г. Лида покатались по дорожкам
местного парка – красивого и ухоженного
и направились к Лидскому замку.
Сам замок
несколько разочаровал: давно в нем ведутся реставрационные и строительные
работы. Все вроде бы уже построено,
но не работает, не запущено, так
сказать, в эксплуатацию.
Ничего, подождем
еще годик-другой.
Но, как говорят,
нет худа без добра: в замке познакомились с интереснейшим молодым человеком - руководителем
районного литературного объединения Алесем Хитруном.
Алесь для нас
провел экскурсию «Следами поэта Валентина Тавлая» в одноименном доме-музее,
расположенном, кстати, совсем рядом с замком, за что мы ему очень благодарны.
Для сведения:
белорусский патриот, поэт, литературный критик Валентин Тавлай (1914-1947), жил
в этом доме в предвоенные годы.
На скамейке
привокзальной площади перекусили, чем Бог послал и поехали размещаться в
дизеле.
В поезде ничего
интересного замечено не было, да и замечать не было кому: все погрузились в
полудрему и 4 часа дороги даже не заметили.
Возвратились в
г. Гродно уже после полуночи.
Так что, ночью
начали поход, ночью и закончили, аки тати какие-нибудь.
В воскресенье
безмятежно отдыхали после напряженного велодня.
В понедельник от
усталости и следа не осталось, а приятные воспоминания и ощущение полноты жизни
остались. Под их воздействием и возникла мысль поделиться впечатлениями с вами,
уважаемые читатели блога.
Может,
кто-нибудь, кто еще пребывает в нерешительности, воспрянет духом и бегом
побежит в магазин за своим великом, чтобы на нем не только накручивать километры
здоровья, но и возрастать в культурном и эмоциональном плане…
не впечатлило.... Детальный рассказ КАК добирались, с подробностями и описанием ненужных мелочей, а про саму Бердовку и про усадьбу один абзацик сухого пересказа, как будто с глазами завязанными вы там были. И обратная дорога больше эмоционально изложена нежели культурная завязка статьи. В итоге получился рассказ про будний день, хоть он и выпал на выходной....
ОтветитьУдалитьЛіда і Бердаўка-вартыя турыстычнага агляду месцы Гарадзеншчыны, якія прыцягваюць сваім хараством не толькі раварыстаў, уласнікаў аўто, але і тых, хто вырашыць пайсці ў вандроўку пехатою.Пазнавайце хараство роднага краю пасля турэцкіх берагоў і ўзбярэжжа Крыма, бо гэтая зямля дасць ВАМ шырэйшы кругагляд па гісторыі "Беларускай Атлантыды", аблашчыць ВАС увагай мясцовых краязнаўцаў і дзеячоў культуры, дасць энергетыку на наступны тыдзень для ўзнёслай і творчай працы, новых вандровак.Цікавых ВАМ падарожжаў!
ОтветитьУдалитьБыл как-то в Бердовке проездом. Говорили, что история там богатая. Смотреть, правда, особо нечего. Даже имение тогда еще покрашено не было.
ОтветитьУдалитьТак я не понял, стоит ехать в Бердовку или там нечего смотреть?
ОтветитьУдалитьА мне статейка понравилась. Ощущение такое, буд-то сам с ними прокатился.
ОтветитьУдалитьВпечатлило, что автор кроме продаж и активных продаж интересуется историей
ОтветитьУдалить