вторник, 27 октября 2015 г.

От рождения до смерти: жизненный цикл компании (по И. Адизесу).Часть 2

Младенчество.

         Стоит отметить, что жизнь компании может окончиться уже на  этапе Младенчество и, зачастую, так и происходит. Есть категория людей, из которых идеи бьют через край, но дальше этого  фонтана мыслей дело, как правило, не идет. 
         То есть, ребеночек родился – вот и праздник, а заботиться о нем (поить, кормить, пеленать) - некому!


Таким творческим личностям нужен «доводчик» - практик, который сможет самую распрекрасную идею вбить в «прокрустово ложе» действительности: организовать производство, подобрать персонал, поставить продажи и т.д.

Кстати, по статистике, взятой из официальных источников, 13% зарегистрированных компаний заканчивают свое существование, так и не приступив к уставной деятельности.

Замечательно, если среди учредителей компании есть и практики и креативщики.
Как вариант, в одном этаком «масштабном человечище», как грани в алмазе,  есть все нужные для ведения бизнеса черты и способности.

Так вот, на стадии Младенчество первую скрипку играет Производитель (Р в «коде Адизеса»), а голос Предпринимателя должен утихнуть.
Если это не произойдет, то молодая компания просто не начнет работать. Учредитель - Предприниматель  непрерывно генерирует новые  блестящие, порой взаимоисключающие  проекты и идеи. Персонал находится в растеренности, ничто не доводится до конца, нарастает хаос и неразбериха. Все работники с ужасом ожидают понедельника, когда их креативный шеф на совещании объявит об очередной смене курса.
Скудные ресурсы из-за отсутствия должного порядка в их управлении истощаются,  работники уходят, клиенты не совершают повторных покупок. Компания погибает.
Другое дело, если все силы и ресурсы направлены на организацию производственного процесса.
Правильный «код Адизеса» в этом жизненном цикле выглядит, как:  «Раеi».
Денег на этом этапе катастрофически не хватает, управленческая структура отсутствует, каждый занимается, тем, «что горит», учредитель работает больше всех.
Есть риск не выбраться из этого состояния и «сойти с дистанции». Те же компании, кто смог преодолеть младенческие проблемы вступают в свой новый этап: Давай – Давай (c английского: GoGo).

Давай – Давай.

Компания выстояла, окрепла, заняла свою нишу на рынке, однако ее заметили не только покупатели, но и конкуренты. Те эксклюзивные новации, что выгодно ее отличали от других и с чем компания «ворвалась» на рынок,   с разной степенью успешности стали копироваться конкурентами.

Темп роста продаж начинает замедляться, издержки  возрастают, кое-кто из персонала (ближайших сподвижников) может уйти, не веря в успех или не выдержав заданного учредителем темпа.
Компания опять нуждается в свежих идеях или, как говорят: в новых «прорывных технологиях».
«Код Адизеса» на этом этапе принимает вид: «РаЕi».

Штука в том, что Производство (Р) и Предпринимательство (Е) очень плохо уживаются друг с другом.
Вот представьте, что закуплена и смонтирована производственная линия. Произведена ее наладка. Подобран и обучен персонал. Выпущена пробная партия. Производство начало выходить на плановую мощность.
И тут, бац, нужно все (или почти все срочно поменять).

 Суть понятна. Инновационные идеи не могут быть внедрены по мановению волшебной палочки. Производство (и производственники) любят стабильность и к любым переменам относятся с недоверием и скептицизмом.

Вспомните, сколько лет ВАЗ «шлепал» свои «семерки», «девятки» с «десятками» и прочими «Нивами 2121». Если бы Союз «не канул в лету», то и не увидели бы потребители ничего нового.

А, зачем? Производство отлажено, все работает, продажи идут (конкуренции ведь нет), что еще нужно? Какие – такие новации и технологические изыски? Зачем? Есть план по производству и его нужно выполнять, а лучше – перевыполнять.
Кстати, в то время в цехах повсеместно висели плакаты: «План – закон. Выполнение его – долг. Перевыполнение – честь!». Сам видел.

Смертью для компании в этот период может закончиться как игнорирование необходимости усиления Предпринимательской (Е) инициативы, так и  ее полное доминирование над Производством (Р).
И. Адизес в своей работе метафорично называет подобное явление «эффектом чайки».
Чайка кружит над кораблем, то улетая, то возвращаясь, выделяя при этом продукты своей жизнедеятельности на палубу, а то и прямо на головы матросов.
Так и учредитель со своими инициативами… 

Компании, преодолевшие «турбулентность» на этапе Давай – Давай вступают в новый жизненный цикл: Юность.

О том, какие проблемы ожидает Юную компанию, поговорим в следующей статье.

(продолжение следует)


Комментариев нет :

Отправить комментарий