Младенчество.
Стоит
отметить, что жизнь компании может окончиться уже на этапе Младенчество и, зачастую, так и
происходит. Есть категория людей, из которых идеи бьют через край, но дальше
этого фонтана мыслей дело, как правило,
не идет.
То
есть, ребеночек родился – вот и праздник, а заботиться о нем (поить, кормить,
пеленать) - некому!
Таким творческим
личностям нужен «доводчик» - практик, который сможет самую распрекрасную идею
вбить в «прокрустово ложе» действительности: организовать производство,
подобрать персонал, поставить продажи и т.д.
Кстати, по
статистике, взятой из официальных источников, 13% зарегистрированных компаний
заканчивают свое существование, так и не приступив к уставной деятельности.
Замечательно,
если среди учредителей компании есть и практики и креативщики.
Как вариант, в
одном этаком «масштабном человечище», как грани в алмазе, есть все нужные для ведения бизнеса черты и
способности.
Так вот, на
стадии Младенчество первую скрипку играет Производитель (Р в «коде Адизеса»), а
голос Предпринимателя должен утихнуть.
Если это не
произойдет, то молодая компания просто не начнет работать. Учредитель -
Предприниматель непрерывно генерирует
новые блестящие, порой взаимоисключающие проекты и идеи. Персонал находится в
растеренности, ничто не доводится до конца, нарастает хаос и неразбериха. Все
работники с ужасом ожидают понедельника, когда их креативный шеф на совещании
объявит об очередной смене курса.
Скудные ресурсы
из-за отсутствия должного порядка в их управлении истощаются, работники уходят, клиенты не совершают
повторных покупок. Компания погибает.
Другое дело,
если все силы и ресурсы направлены на организацию производственного процесса.
Правильный «код
Адизеса» в этом жизненном цикле выглядит, как:
«Раеi».
Денег на этом
этапе катастрофически не хватает, управленческая структура отсутствует, каждый
занимается, тем, «что горит», учредитель работает больше всех.
Есть риск не
выбраться из этого состояния и «сойти с дистанции». Те же компании, кто смог
преодолеть младенческие проблемы вступают в свой новый этап: Давай – Давай (c английского: Go
– Go).
Давай – Давай.
Компания
выстояла, окрепла, заняла свою нишу на рынке, однако ее заметили не только
покупатели, но и конкуренты. Те эксклюзивные новации, что выгодно ее отличали
от других и с чем компания «ворвалась» на рынок, с разной степенью успешности стали копироваться
конкурентами.
Темп роста
продаж начинает замедляться, издержки
возрастают, кое-кто из персонала (ближайших сподвижников) может уйти, не
веря в успех или не выдержав заданного учредителем темпа.
Компания опять
нуждается в свежих идеях или, как говорят: в новых «прорывных технологиях».
«Код Адизеса» на
этом этапе принимает вид: «РаЕi».
Штука в том, что
Производство (Р) и Предпринимательство (Е) очень плохо уживаются друг с другом.
Вот представьте,
что закуплена и смонтирована производственная линия. Произведена ее наладка.
Подобран и обучен персонал. Выпущена пробная партия. Производство начало
выходить на плановую мощность.
И тут, бац,
нужно все (или почти все срочно поменять).
Суть понятна. Инновационные идеи не могут быть
внедрены по мановению волшебной палочки. Производство (и производственники)
любят стабильность и к любым переменам относятся с недоверием и скептицизмом.
Вспомните,
сколько лет ВАЗ «шлепал» свои «семерки», «девятки» с «десятками» и прочими
«Нивами 2121». Если бы Союз «не канул в лету», то и не увидели бы потребители
ничего нового.
А, зачем?
Производство отлажено, все работает, продажи идут (конкуренции ведь нет), что
еще нужно? Какие – такие новации и технологические изыски? Зачем? Есть план по
производству и его нужно выполнять, а лучше – перевыполнять.
Кстати, в то
время в цехах повсеместно висели плакаты: «План – закон. Выполнение его – долг.
Перевыполнение – честь!». Сам видел.
Смертью для
компании в этот период может закончиться как игнорирование необходимости
усиления Предпринимательской (Е) инициативы, так и ее полное доминирование над Производством
(Р).
И. Адизес в
своей работе метафорично называет подобное явление «эффектом чайки».
Чайка кружит над
кораблем, то улетая, то возвращаясь, выделяя при этом продукты своей жизнедеятельности
на палубу, а то и прямо на головы матросов.
Так и учредитель
со своими инициативами…
Компании,
преодолевшие «турбулентность» на этапе Давай – Давай вступают в новый жизненный
цикл: Юность.
О том, какие
проблемы ожидает Юную компанию, поговорим в следующей статье.
(продолжение
следует)
Комментариев нет :
Отправить комментарий