вторник, 10 ноября 2015 г.

От рождения до смерти: жизненный цикл компании (по И. Адизесу).Часть 4.

Стабильность.

Код Стабильности - «РАеi».
Компания по-прежнему удерживает свою долю рынка.
Каких-либо внешних признаков ослабевания ее позиций нет. Отлаженное производство работает «как часы».

Сильны позиции производственников (Р). Вместе с этим, начинает угасать предпринимательская (Е) инициатива. Ослабевают интеграционные  (I) связи внутри компании. На этом фоне все больший вес получают администраторы (А).
Почему так происходит? Попробуем разобраться.
Если в компании все сейчас хорошо, то у руководства может сложиться мнение, что и в дальнейшем ситуация не изменится, а если что-то такое нехорошее произойдет, то «выкрутимся как-нибудь».

По этому, зачем тратить дополнительные средства на перспективные разработки и  развитие персонала?
Тем более, что и одно и другое направление даже эмоционально затратно: с креативными людьми всегда сложно.

А вот с оформившейся к этому времени кастой администраторов компании никаких проблем нет: всегда легко и комфортно.

Они не способны генерировать инновационные идеи. Своей целью они видят  бесконечное регламентирование и детализирование существующих в компании бизнес-процессов.
На каком-то периоде – это полезное и эффективное занятие. Мы это видели, когда компания переживала свою Юность.
Но штука в том, что наступает время,  когда надо бы остановить  администраторов. Ибо, если это не сделать, администраторы постепенно захватят все более-менее значимые посты, что приведет к преждевременному старению компании со всеми вытекающими последствиями, о которых будем говорить ниже.


Аристократия

Если административное рвение не парализует компанию полностью, как раковые метастазы, и она не перейдет сразу к своему последнему циклу Бюрократия, то есть высокая вероятность, что в компании зародится собственная Аристократия.

Производственникам (Р) и Администраторам (А) очень легко договориться: и те и другие противники перемен.
Первые – из-за возникающих проблем, связанных с модернизацией (об этом уже говорили).
Вторые – из-за внутренней неспособности перемены генерировать и «заточенности» именно на «обуздание» этих самых перемен.

Объединившись производственники и администраторы формируют новую касту – Аристократию компании.
«Код Адизеса» в этот период становится: «рАеI».

Дресс-код строго обязателен, стандарты делопроизводства незыблемы, регламентированы величины кабинетов и  марки служебных автомобилей. Выплачиваемые бонусы зависят от занимаемой должности, а не от личного вклада. Регламентация распространяется на личную жизнь: в каких ресторанах питаться, как проводить отдых, какой иметь дом, личный автомобиль и т.д.
«Корпоративы» проводятся регулярно по утвержденному сценарию. Все места и речи заранее расписаны. Экспромты могут быть, но только заранее оговоренные и согласованные.
Для карьерного продвижения деловые качества, конечно важны, но более всего ценится умение предугадать желания вышестоящего руководства, гибкость и угодливость.
Манеры, умение промолчать и «подать себя» когда нужно, - все это фиксируется и оценивается внимательными к мелочам аристократами-руководителями.
Свое мнение иметь можно, но высказывать не рекомендуется до того, как войдете в совет директоров или еще выше.

Кому удалось  жить в позднем СССР, помнит эти времена, в последствии названные, правда, не аристократией, а застоем…

Охота на ведьм

Охота – это когда заведомо сильные уничтожают заведомо слабых. Иначе процесс назывался бы битвой, сражением или еще как-нибудь.
А здесь  все понятно, все просто: большинство в органах управления компании локализует возмутителей спокойствия   и изгоняет их. Предлоги, безусловно,  изыскиваются самые «благовидные».
Предлог нужен, как без него? Ведь мы же помним: в компании все чинно, благородно, размеренно, регламентировано, стабильно.
А тут кто-то со своими предложениями, проектами и идеями пытается уважаемых людей лишить  их годами заслуженного спокойствия и комфорта.
  
Смутьяна уволят за малейшее упущение в работе (он ведь по-настоящему работает, а не делает вид, как остальные). А раз работает, значит и ошибки будут.
Лично был свидетелем, когда новаторскому специалисту  объявили выговор за незавизированный им документ, высланный начальству. К самому документу вопросов не было – профессионал ведь готовил, но форма, форма не соблюдена. Получи и распишись, как говорится.

Инициатива наказуема – вот главенствующий посыл всем работникам. «Сидеть» нужно тихо и «не высовываться». Иначе, запишут в «ведьмы» и начнут охотиться.

Как вы понимаете, уважаемые читатели, на этой стадии те, кто умеет делать бизнес и на ком компания «держалась» ее покидают.

Остаются свои: безинициативные, но лояльные, те, кто «прирос» к компании, кому некуда идти, а также родные и близкие руководства, в изобилии «обсевщие» компанию к этому периоду.

Компания теряет не только специалистов, но и клиентов, «Код Адизеса» имеет вид: «рА0i». Компания  последовательно «сползает» к своей последней стадии – Бюрократии.

Бюрократия.

«Код Адизеса» - «0А00».
Как видим, ни производству, ни интеграции, ни предпринимательству внимание не уделяется, да и уделять некому и нечему. Компания на этой стадии – форма без содержания. Формально есть, а фактически ее нет.

Очень опасно потребителям связаться с ней на этой стадии: заказ и особенно предоплату они возьмут с удовольствием. Могут даже попытаться что-то начать делать или сделают вид, что пытаются, но результат один: деньги свои, а в лучшем случае время клиент потеряет.

Зачастую у такой компании уже и имущества нет. Администрация «сидит» на арендованных площадях, занимается взысканием дебиторской задолженности и «кормит обещаниями» особо  назойливых кредиторов.

В этой связи, чтобы не «нарваться» на подобную компанию, очень важно иметь убедительные актуальные доказательства ее платежеспособности или производственной состоятельности.    
Лучше всего посетить такую компанию  лично и, будучи вооруженным полученными в статье знаниями, определить стадию («код Адизиса»), на которой   находится ваш будущий контрагент, только после этого принять решение о долгосрочном сотрудничестве.

  Может ли компания, находящаяся в бюрократической стадии вернуться к своему Расцвету?
- Конечно, может. Нужно ведь всего - ничего: начать все с начала…

Если компания не способна к подобной реинкарнации, то ее ждет уже не этап, а состояние, о котором в Одессе говорят: «этот пациент немного мертвый».

Заключение.

Прошу обратить внимание: административный вектор (А) присутствует со всей своей мощью (А-большое) в «коде Адизеса» в 6 из 9 жизненных циклов компании.
Вот он, образец живучести и приспособляемости!
Причем, уже в застойном периоде (в Аристократии по Адизесу) можно заметить ее неконструктивное влияние на жизнеспособность компании.
Сам факт зарождения аристократии должен насторожить учредителей или топ-менеджеров.

Ну, а если в компании уже началась «Охота на ведьм» - это даже не сигнал, а сигналище, SOS, если хотите: компания терпит бедствие, спасайте ее поскорее.

Комментариев нет :

Отправить комментарий