Стабильность.
Код Стабильности
- «РАеi».
Компания
по-прежнему удерживает свою долю рынка.
Каких-либо
внешних признаков ослабевания ее позиций нет. Отлаженное производство работает
«как часы».
Сильны позиции
производственников (Р). Вместе с этим, начинает угасать предпринимательская (Е)
инициатива. Ослабевают интеграционные (I) связи внутри компании. На этом фоне все больший
вес получают администраторы (А).
Почему так
происходит? Попробуем разобраться.
Если в компании
все сейчас хорошо, то у руководства может сложиться мнение, что и в дальнейшем
ситуация не изменится, а если что-то такое нехорошее произойдет, то «выкрутимся
как-нибудь».
По этому, зачем
тратить дополнительные средства на перспективные разработки и развитие персонала?
Тем более, что и
одно и другое направление даже эмоционально затратно: с креативными людьми
всегда сложно.
А вот с оформившейся
к этому времени кастой администраторов компании никаких проблем нет: всегда
легко и комфортно.
Они не способны
генерировать инновационные идеи. Своей целью они видят бесконечное регламентирование и детализирование
существующих в компании бизнес-процессов.
На каком-то
периоде – это полезное и эффективное занятие. Мы это видели, когда компания переживала
свою Юность.
Но штука в том,
что наступает время, когда надо бы
остановить администраторов. Ибо, если
это не сделать, администраторы постепенно захватят все более-менее значимые
посты, что приведет к преждевременному старению компании со всеми вытекающими последствиями,
о которых будем говорить ниже.
Аристократия
Если
административное рвение не парализует компанию полностью, как раковые
метастазы, и она не перейдет сразу к своему последнему циклу Бюрократия, то
есть высокая вероятность, что в компании зародится собственная Аристократия.
Производственникам
(Р) и Администраторам (А) очень легко договориться: и те и другие противники
перемен.
Первые – из-за
возникающих проблем, связанных с модернизацией (об этом уже говорили).
Вторые – из-за
внутренней неспособности перемены генерировать и «заточенности» именно на
«обуздание» этих самых перемен.
Объединившись
производственники и администраторы формируют новую касту – Аристократию
компании.
«Код Адизеса» в
этот период становится: «рАеI».
Дресс-код строго
обязателен, стандарты делопроизводства незыблемы, регламентированы величины
кабинетов и марки служебных автомобилей.
Выплачиваемые бонусы зависят от занимаемой должности, а не от личного вклада.
Регламентация распространяется на личную жизнь: в каких ресторанах питаться,
как проводить отдых, какой иметь дом, личный автомобиль и т.д.
«Корпоративы»
проводятся регулярно по утвержденному сценарию. Все места и речи заранее
расписаны. Экспромты могут быть, но только заранее оговоренные и согласованные.
Для карьерного
продвижения деловые качества, конечно важны, но более всего ценится умение
предугадать желания вышестоящего руководства, гибкость и угодливость.
Манеры, умение
промолчать и «подать себя» когда нужно, - все это фиксируется и оценивается
внимательными к мелочам аристократами-руководителями.
Свое мнение
иметь можно, но высказывать не рекомендуется до того, как войдете в совет
директоров или еще выше.
Кому
удалось жить в позднем СССР, помнит эти
времена, в последствии названные, правда, не аристократией, а застоем…
Охота на ведьм
Охота – это
когда заведомо сильные уничтожают заведомо слабых. Иначе процесс назывался бы
битвой, сражением или еще как-нибудь.
А здесь все понятно, все просто: большинство в
органах управления компании локализует возмутителей спокойствия и изгоняет их. Предлоги, безусловно, изыскиваются самые «благовидные».
Предлог нужен,
как без него? Ведь мы же помним: в компании все чинно, благородно, размеренно,
регламентировано, стабильно.
А тут кто-то со
своими предложениями, проектами и идеями пытается уважаемых людей лишить их годами заслуженного спокойствия и комфорта.
Смутьяна уволят
за малейшее упущение в работе (он ведь по-настоящему работает, а не делает вид,
как остальные). А раз работает, значит и ошибки будут.
Лично был
свидетелем, когда новаторскому специалисту
объявили выговор за незавизированный им документ, высланный начальству. К
самому документу вопросов не было – профессионал ведь готовил, но форма, форма
не соблюдена. Получи и распишись, как говорится.
Инициатива
наказуема – вот главенствующий посыл всем работникам. «Сидеть» нужно тихо и «не
высовываться». Иначе, запишут в «ведьмы» и начнут охотиться.
Как вы
понимаете, уважаемые читатели, на этой стадии те, кто умеет делать бизнес и на
ком компания «держалась» ее покидают.
Остаются свои:
безинициативные, но лояльные, те, кто «прирос» к компании, кому некуда идти, а
также родные и близкие руководства, в изобилии «обсевщие» компанию к этому
периоду.
Компания теряет
не только специалистов, но и клиентов, «Код Адизеса» имеет вид: «рА0i». Компания последовательно «сползает» к своей последней
стадии – Бюрократии.
Бюрократия.
«Код Адизеса» - «0А00».
Как видим, ни
производству, ни интеграции, ни предпринимательству внимание не уделяется, да и
уделять некому и нечему. Компания на этой стадии – форма без содержания.
Формально есть, а фактически ее нет.
Очень опасно
потребителям связаться с ней на этой стадии: заказ и особенно предоплату они
возьмут с удовольствием. Могут даже попытаться что-то начать делать или сделают
вид, что пытаются, но результат один: деньги свои, а в лучшем случае время клиент
потеряет.
Зачастую у такой
компании уже и имущества нет. Администрация «сидит» на арендованных площадях, занимается
взысканием дебиторской задолженности и «кормит обещаниями» особо назойливых кредиторов.
В этой связи, чтобы
не «нарваться» на подобную компанию, очень важно иметь убедительные актуальные
доказательства ее платежеспособности или производственной состоятельности.
Лучше всего
посетить такую компанию лично и, будучи
вооруженным полученными в статье знаниями, определить стадию («код Адизиса»),
на которой находится ваш будущий контрагент, только после
этого принять решение о долгосрочном сотрудничестве.
Может ли компания, находящаяся в
бюрократической стадии вернуться к своему Расцвету?
- Конечно,
может. Нужно ведь всего - ничего: начать все с начала…
Если компания не
способна к подобной реинкарнации, то ее ждет уже не этап, а состояние, о
котором в Одессе говорят: «этот пациент немного мертвый».
Заключение.
Прошу обратить
внимание: административный вектор (А) присутствует со всей своей мощью
(А-большое) в «коде Адизеса» в 6 из 9 жизненных циклов компании.
Вот он, образец живучести
и приспособляемости!
Причем, уже в
застойном периоде (в Аристократии по Адизесу) можно заметить ее
неконструктивное влияние на жизнеспособность компании.
Сам факт
зарождения аристократии должен насторожить учредителей или топ-менеджеров.
Ну, а если в
компании уже началась «Охота на ведьм» - это даже не сигнал, а сигналище, SOS, если хотите: компания терпит бедствие, спасайте ее
поскорее.
Комментариев нет :
Отправить комментарий