вторник, 29 декабря 2015 г.

Дополнительное образование в области бизнес-коммуникаций, как фактор устойчивого развития.

На прошлой неделе в Институте повышения квалификации и переподготовки кадров  (г. Гродно) ученые мужи и дамы провели сессию на тему: "Образование и экономическая устойчивость". Дали и мне слово.

                                                     Уважаемые друзья!

В новейший период развития страны, когда все более очевидным становится необходимость перехода от директивного планирования экономики к индикативному, многократно возрастает роль и значение профессиональной подготовки и обучения персонала белорусских компаний в продвижении товаров, работ и услуг (далее продукты)  не только на новые рынки, но и устойчивое закрепление на традиционных.

Казалось бы: какая связь между целевыми (объемными) показателями и продажами? Произвел продукт,  реализовал его, желательно на экспорт и все, - пожинай плоды и радуйся.

В том-то и дело, что в последнее время предприятия страны столкнулись с такими негативными явлениями, как сверхнормативные запасы готовой продукции, рост просроченной дебиторской задолженности, вымывание  оборотных средств, закредитованность  и убытки.

Все это прямое порождение жестких, директивных планов и заданий, в которых валовым (объемным) показателям отводилась главенствующая роль без учета реального состояния дел на рынках.

Вот уж, воистину: валовые показатели угнетают экономику.

 Тем не менее, продолжают и сейчас звучать голоса не только сохранить традиционные подходы к планированию, но и усилить их, путем доведения новых заданий и показателей.

Что ж, вопросы экономической политики не являются предметом обсуждения на сегодняшнем мероприятии.

По этой причине стоит вернуться к заявленной теме круглого стола и прежде всего к вопросам образовательных технологий, подготовки и переподготовки кадров, формирования и развития предпринимательского мышления в сфере продаж, способствующих экономической устойчивости и предприятия и региона в целом.  

      Следует отметить, что   высшие должностные лица государства касались этой темы неоднократно. "Одна из основных проблем, которая существует в промышленном комплексе, - это недостаточно четкая система продаж. Можно сделать хороший товар, но проблема с реализацией. Почему? Потому что не умеем продавать", - подчеркнул  недавно Премьер-министр Андрей Кобяков во время посещения одного из предприятий республики.

После такой обобщающей критики руководителя правительства возникли вопросы:
-А что это такое – четкая система продаж? Из чего она состоит? Или выходит, что до сегодняшнего дня умели продавать, а теперь   – разучились? А если не умеем продавать, то почему не учимся? И где, у кого учиться?

      Можно констатировать, что высшая школа страны подготовила  много специалистов различного профиля. По некоторым направлениям – даже их переизбыток.
Этого мало: нужны продавцы. Да, продавцы – инженеры, продавцы –финансисты, продавцы – медики, продавцы – педагоги и т.д.

Не стоит удивляться экзотичности названий. В учреждениях образования и здравоохранения платные услуги давно есть, а вот продвигают их (продают), как правило, люди продажам необученные, в приказном порядке назначенные. Отсюда и результаты…

          Как-то поинтересовался у руководителя «средней руки» одного из промышленных предприятий области с непрерывным циклом производства и очень большими убытками: «Кто у них занимается продажами?»
«Как, кто? – переспросил собеседник, - отдел сбыта, конечно же».

«Нет, - говорю я, - отдел сбыта товар отпускает, а не продает. Продавать – это несколько другое».

«Тогда, директор», - был ответ.

          Этим все сказано. Не может один человек, хотя бы и директор, какой бы он не был двужильный и за производством смотреть и кадровые вопросы решать и эффективно склады разгружать, в смысле - продавать. Не может…

          На Западе давно решили эту проблему: человек получает профильное высшее образование, плюс диплом школы МБА (магистр бизнес администрирования).
Вот и все, есть готовый для корпорации, университета, больницы и специалист и «продажник» в одном лице, знающий, как эффективно организовать процесс продаж.

           Кроме школ МБА   – услуги бесчисленного множества консалтинговых и консультационных фирм и агенств.

          Причем, обучают всему, что будет полезным в бизнесе: и навыкам ведения переговоров,  и ораторскому искусству, и психологии общения,   и психолингвистике с психогеографией, и копирайтингу с телемаркетингом и многому другому.

         Максимальная приближенность учебного процесса к «полевым» условиям, обучение студентов и слушателей на конкретных, «жизненных» примерах, взятых из деловой практики,  позволяет многократно повысить уровень знаний обучающихся, их компетентность и востребованность на рынке труда.

         Безусловно, мы не сможем скопировать западную систему обучения и переподготовки кадров в одночасье, но и безучастными наблюдателями быть не стоит.

         Тем более, что в гродненском деловом сообществе  явно наметился соответствующий тренд:
- в весны 2015 года работает КУБ - Клуб Успешных Бизнесменов;
- осенью начал  свои действия в Гродно ИПМ - институт приватизации и менеджмента;
- проявляет активность тренинговая компания «Трек».
        
         На всех озвученных площадках проводятся обучающие семинары и тренинги.
  
        В этой ситуации  учреждения образования должны сыграть свою роль в подготовке кадров, обладающими высокими профессиональными компетенциями в области бизнес-коммуникаций.

         На практике это может реализоваться путем создания на базе любезного хозяина сегодняшнего мероприятия   соответствующего  Центра дополнительного обучения.
        
         Не сомневаюсь, что образование внесет свой существенный вклад в экономическую устойчивость  предприятий и региона в целом.
         Для этого у нее есть все необходимые возможности  и предпосылки.


Спасибо за внимание!

Комментариев нет :

Отправить комментарий