На прошлой неделе в Институте повышения квалификации и переподготовки кадров (г. Гродно) ученые мужи и дамы провели сессию на тему: "Образование и экономическая устойчивость". Дали и мне слово.
Уважаемые друзья!
В новейший период развития страны, когда все более очевидным становится
необходимость перехода от директивного планирования экономики к индикативному,
многократно возрастает роль и значение профессиональной подготовки и обучения персонала
белорусских компаний в продвижении товаров, работ и услуг (далее продукты) не только на новые рынки, но и устойчивое закрепление
на традиционных.
Казалось бы: какая связь между целевыми (объемными) показателями и
продажами? Произвел продукт, реализовал
его, желательно на экспорт и все, - пожинай плоды и радуйся.
В том-то и дело, что в последнее время предприятия страны столкнулись с
такими негативными явлениями, как сверхнормативные запасы готовой продукции,
рост просроченной дебиторской задолженности, вымывание оборотных средств, закредитованность и убытки.
Все это прямое порождение жестких, директивных планов и заданий, в которых
валовым (объемным) показателям отводилась главенствующая роль без учета
реального состояния дел на рынках.
Вот уж, воистину: валовые показатели угнетают экономику.
Тем не менее, продолжают и сейчас
звучать голоса не только сохранить традиционные подходы к планированию, но и
усилить их, путем доведения новых заданий и показателей.
Что ж, вопросы экономической политики не являются предметом обсуждения на
сегодняшнем мероприятии.
По этой причине стоит вернуться к заявленной теме круглого стола и прежде
всего к вопросам образовательных технологий, подготовки и переподготовки
кадров, формирования
и развития предпринимательского мышления в сфере продаж, способствующих
экономической устойчивости и предприятия и региона в целом.
Следует
отметить, что высшие должностные лица государства касались
этой темы неоднократно. "Одна из основных проблем, которая существует в
промышленном комплексе, - это недостаточно четкая система продаж. Можно сделать
хороший товар, но проблема с реализацией. Почему? Потому что не умеем
продавать", - подчеркнул недавно Премьер-министр Андрей Кобяков во
время посещения одного из предприятий республики.
После такой обобщающей критики руководителя правительства возникли вопросы:
-А что это такое – четкая система продаж? Из чего она состоит? Или выходит,
что до сегодняшнего дня умели продавать, а теперь –
разучились? А если не умеем продавать, то почему не учимся? И где, у кого
учиться?
Можно констатировать, что высшая школа страны подготовила много специалистов различного профиля. По некоторым направлениям – даже их переизбыток.
Этого мало: нужны продавцы. Да, продавцы – инженеры, продавцы –финансисты,
продавцы – медики, продавцы – педагоги и т.д.
Не стоит удивляться экзотичности названий. В
учреждениях образования и здравоохранения платные услуги давно есть, а вот
продвигают их (продают), как правило, люди продажам необученные, в приказном
порядке назначенные. Отсюда и результаты…
Как-то
поинтересовался у руководителя «средней руки» одного из промышленных предприятий
области с непрерывным циклом производства и очень большими убытками: «Кто у них
занимается продажами?»
«Как, кто? – переспросил собеседник, - отдел сбыта, конечно же».
«Нет, - говорю я, - отдел сбыта товар отпускает, а не продает. Продавать –
это несколько другое».
«Тогда, директор», - был ответ.
Этим все сказано. Не может один человек, хотя бы и директор, какой бы он не был двужильный и за производством смотреть и кадровые вопросы решать и эффективно склады разгружать, в смысле - продавать. Не может…
На Западе давно решили эту
проблему: человек получает профильное высшее образование, плюс диплом школы МБА
(магистр бизнес администрирования).
Вот и все, есть готовый для корпорации, университета,
больницы и специалист и «продажник» в одном лице, знающий, как эффективно организовать
процесс продаж.
Кроме школ МБА – услуги бесчисленного множества консалтинговых и консультационных фирм и агенств.
Причем, обучают всему, что будет полезным в бизнесе: и навыкам ведения переговоров, и ораторскому искусству, и психологии общения, и психолингвистике с психогеографией, и копирайтингу с телемаркетингом и многому другому.
Максимальная приближенность учебного процесса к «полевым» условиям, обучение студентов и слушателей на конкретных, «жизненных» примерах, взятых из деловой практики, позволяет многократно повысить уровень знаний обучающихся, их компетентность и востребованность на рынке труда.
Безусловно,
мы не сможем скопировать западную систему обучения и переподготовки кадров в
одночасье, но и безучастными наблюдателями быть не стоит.
Тем
более, что в гродненском деловом сообществе явно наметился соответствующий тренд:
- в весны 2015 года работает КУБ - Клуб Успешных
Бизнесменов;
- осенью начал свои
действия в Гродно ИПМ - институт приватизации и менеджмента;
- проявляет активность тренинговая компания «Трек».
На всех
озвученных площадках проводятся обучающие семинары и тренинги.
В этой ситуации учреждения образования должны сыграть свою роль в подготовке кадров, обладающими высокими профессиональными компетенциями в области бизнес-коммуникаций.
На практике это может реализоваться
путем создания на базе любезного хозяина сегодняшнего мероприятия соответствующего
Центра
дополнительного обучения.
Не сомневаюсь, что образование внесет
свой существенный вклад в экономическую устойчивость предприятий и региона в целом.
Для этого у нее есть все необходимые
возможности и предпосылки.
Спасибо за внимание!
Комментариев нет :
Отправить комментарий