Слушатели, проходящие переподготовку в
соответствии с типовым учебным планом по специальности «Банковское дело» представляют собой
в высшей степени
неоднородный состав как по своему
базовому образованию, возрасту и текущей профессии, так и по настроенности к
обучению.
Вместе с этим, всех их объединяет
желание стать специалистами банковского дела. Именно так и никак иначе. Перед
началом занятий мной был проведен в группе опрос с целью установления мотивов переподготовки слушателей.
Так вот, оказалось, что из трех
предложенных вариантов, повлиявших на принятие решения о прохождении
переподготовки и получения квалификации: специалист банковского дела все
участники опроса единогласно выразили желание стать работником банка. Другие
варианты, такие как: работать с банком (финансист компании, финансовый
консультант и т.п.) и понимать специфику
банковской деятельности для других целей (контрольно-ревизорская деятельность, аудит, повышение личной компетенции и т.д.) интереса в группе, состоящей из 18 человек
не вызвали.
Можно предположить, что истинным мотивом
выбора банковской специальности является престижность профессии в обществе и
относительно высокий уровень заработной платы в отрасли (на момент написания
статьи – вторая позиция после IT-специалистов).
Таким образом, учитывая общий для всей
группы «Банковское дело» мотив принятия решения о прохождении переподготовки,
мной был предложен интерактивный метод обучения слушателей.
Следует отметить, что перед началом внедрения
метода интерактивного обучения все слушатели без исключения выразили ему одобрение и поддержку.
Суть его заключается в следующем:
- среди слушателей группы были
распространены псевдо-деньги в равных для всех количествах;
- были напечатаны псевдо-акции (далее
акции) банка;
- проведено учредительное собрание банка
(с соблюдением всех необходимых процедур);
- сформирован уставный фонд банка;
- избран наблюдательный совет банка;
- назначено правление банка;
- избран председатель правления банка;
- назначены должностные лица банка (все
слушатели получили соответствующие должности);
- заведены минимальные учетные регистры.
Банк сформирован и начал свои действия:
принимал вклады, выдавал кредиты, проводил сделки с ценными бумагами (акциями).
Был осуществлена 2-я эмиссия акций,
реализованных гораздо выше номинала – получен эмиссионный доход, увеличивший
нормативный капитал банка.
Все операции проходили с личным,
непосредственным участием слушателей в атмосфере игры и живого интереса.
На их глазах и с их непосредственным
участием банк привлекал ресурсы, выплачивал заработную плату работникам,
производил другие расходы: операционные и процентные.
Получал доходы и формировал прибыль,
которую согласно решением собрания акционеров банка распределял по нормативам в
фонды.
Слушатели легко на примерах и операциях,
непосредственными участниками которых они были сами, получали информацию о
ликвидности и доходности банка и обратной зависимостью между ними.
Роль преподавателя сводилась к
проведению соответствующих операций банка в строгом соответствии с учебным
планом и объяснению фундаментальных позиций и категорий.
В условиях деловой игры, преподаватель
становился скорее наблюдателем и надзорным органом, следившим за правильностью
проводимых в группе операций. Все
действия осуществлялись непосредственно слушателями группы.
Большим подспорьем в организации деловой
игры стали должностные инструкции, расчеты, приказы, другая нормативная
документация действующего банка,
утратившие свою актуальность и не являющиеся коммерческой тайной.
Эта документация создавала требуемый антураж
и иллюзию реальной деятельности банка, способствовала вовлеченности слушателей в
игровой процесс.
На практических занятиях все слушатели
самостоятельно подготовили и сделали доклады (до 5 мин) о должностных
обязанностях, которые они получили в учебном банке и которые выполняют их
реальные «коллеги» только уже в действующих белорусских банках.
Можно сделать вывод, что в целом, деловая
игра показала свою состоятельность, вызвав искренний интерес слушателей к
обучению банковскому делу. Занятия проходили на высоком подъеме и получали
превосходные оценки участников интерактивного обучения.
Комментариев нет :
Отправить комментарий