вторник, 2 февраля 2016 г.

Интерактивное обучение банковскому делу.

Слушатели, проходящие переподготовку в соответствии с типовым учебным планом по специальности «Банковское дело»  представляют собой
в высшей степени неоднородный состав  как по своему базовому образованию, возрасту и текущей профессии, так и по настроенности к обучению.

Вместе с этим, всех их объединяет желание стать специалистами банковского дела. Именно так и никак иначе. Перед началом занятий мной был проведен в группе опрос с целью установления  мотивов переподготовки слушателей.

Так вот, оказалось, что из трех предложенных вариантов, повлиявших на принятие решения о прохождении переподготовки и получения квалификации: специалист банковского дела все участники опроса единогласно выразили желание стать работником банка. Другие варианты, такие как: работать с банком (финансист компании, финансовый консультант и т.п.) и  понимать специфику банковской деятельности для других целей (контрольно-ревизорская деятельность, аудит, повышение личной компетенции и т.д.) интереса в группе, состоящей из 18 человек не вызвали.

Можно предположить, что истинным мотивом выбора банковской специальности является престижность профессии в обществе и относительно высокий уровень заработной платы в отрасли (на момент написания статьи – вторая позиция после IT-специалистов).

Таким образом, учитывая общий для всей группы «Банковское дело» мотив принятия решения о прохождении переподготовки, мной был предложен интерактивный метод обучения слушателей.

Следует отметить, что перед началом внедрения метода интерактивного обучения все слушатели без исключения выразили  ему одобрение и поддержку.

Суть его заключается в следующем:
- среди слушателей группы были распространены псевдо-деньги в равных для всех количествах;
- были напечатаны псевдо-акции (далее акции) банка;
- проведено учредительное собрание банка (с соблюдением всех необходимых процедур);
- сформирован уставный фонд банка;
- избран наблюдательный совет банка;
- назначено правление банка;
- избран председатель правления банка;

- назначены должностные лица банка (все слушатели получили соответствующие должности);
- заведены минимальные учетные регистры.

Банк сформирован и начал свои действия: принимал вклады, выдавал кредиты, проводил сделки с ценными бумагами (акциями).

Был осуществлена 2-я эмиссия акций, реализованных гораздо выше номинала – получен эмиссионный доход, увеличивший нормативный капитал банка.

Все операции проходили с личным, непосредственным участием слушателей в атмосфере игры и живого интереса.

На их глазах и с их непосредственным участием банк привлекал ресурсы, выплачивал заработную плату работникам, производил другие расходы: операционные и процентные.

Получал доходы и формировал прибыль, которую согласно решением собрания акционеров банка распределял по нормативам в фонды.

Слушатели легко на примерах и операциях, непосредственными участниками которых они были сами, получали информацию о ликвидности и доходности банка и обратной зависимостью между ними.

Роль преподавателя сводилась к проведению соответствующих операций банка в строгом соответствии с учебным планом и объяснению фундаментальных позиций и категорий.

В условиях деловой игры, преподаватель становился скорее наблюдателем и надзорным органом, следившим за правильностью проводимых  в группе операций. Все действия осуществлялись непосредственно слушателями группы.

Большим подспорьем в организации деловой игры стали должностные инструкции, расчеты, приказы, другая нормативная документация действующего банка,  утратившие свою актуальность и не являющиеся коммерческой тайной.

Эта документация создавала требуемый антураж и иллюзию реальной деятельности банка,  способствовала вовлеченности слушателей в игровой процесс.

На практических занятиях все слушатели самостоятельно подготовили и сделали доклады (до 5 мин) о должностных обязанностях, которые они получили в учебном банке и которые выполняют их реальные «коллеги» только уже в действующих белорусских банках.


Можно сделать вывод, что в целом, деловая игра показала свою состоятельность, вызвав искренний интерес слушателей к обучению банковскому делу. Занятия проходили на высоком подъеме и получали превосходные оценки участников интерактивного обучения.

Комментариев нет :

Отправить комментарий