пятница, 1 мая 2020 г.

Психологические типы и страсти (рабочая гипотеза). Вступление.

В настоящей статье предпринята попытка установить взаимосвязь устойчивых индивидуальных особенностей характеров людей (психологических типов) с   главными восьмью греховными страстями или совместить
элементы аналитической (глубинной) психологии Карла Густава Юнга (1875 - 1961) и его учеников и последователей с антропологией как раннехристианских подвижников Церкви, так и ее адептов более поздних веков.

Качество жизни в будущем и само существование человеческой цивилизации будут зависеть от того, насколько мы продвинемся в понимании себя и других (Ларри Хьелл, Даниел Зиглер).

Вступление.

К большому сожалению, современный читатель, пытающийся разобраться, что происходит в его душе, в истоках побудительных мотивов его поступков и мыслей, как правило, далеко отстоит как от высокой духовности и святой жизни отцов Церкви, так и от научных изысканий современных профессоров философии и психологии.

Причина банальна: мозг нашего современника перегружен избыточной, бесполезной, в большинстве своем даже вредной, разрушающей информацией. Социально оправданное поведение предполагает зарабатывание денег, их потребление, демонстрацию своего «высокого» статуса и возможностей – внешнего, экстравертного поведения.

Чтобы идти против течения и вырваться из этого круга социальных обязанностей требуются немалые  личностные, материальные и прочие ресурсы. Главными из которых будут: наличие свободного времени и произволения использовать его в целях самоактуализации.

Тем более, что в современном секулярном мире никому нет дела до души человека, его внутренних устремлений и поисков. Чтобы слыть «высоконравственным» человеком достаточно соблюдать принятые в обществе этические стандарты и нормы поведения.

Люди с выраженной интровертной установкой и склонностью к самоактуализации вынуждены следовать общей тенденции, если не хотят быть «белыми воронами» и подвергаться обструкции и насмешкам.

Вот и не спешит среднестатистический человек к самопознанию, не находит времени, не осознает, что все тленно и преходяще, только душа вечна и позаботиться о ее спасении – главная цель и смысл жизни. Быть, как все, быть конформным и устроиться в жизни с максимальным комфортом – вот основная парадигма большинства наших современников.

Так и проживает большинство из нас, не понимая, зачем приходили в этот мир, с какой целью, а в конце жизни сетуют, что ничего хорошего и не видели. А как можно увидеть это хорошее, если смотреть в другую сторону, да еще и с закрытыми глазами?

В предложенной работе автор не берет на себя дерзновение провести мост между догматическим богословием и глубинной психологией,  великими подвижниками Церкви и профессорами аналитической психологии и дать стройную систему ведения борьбы со своими страстями, основывающуюся на данных науки и христианской аскетики.

Свою задачу автор будет считать выполненной, если обратит внимание читателя на очевидную связь бушующих в нас страстей с индивидуальными особенностями наших характеров. Только, исходя из этих побуждений и намерений, предлагается настоящая рабочая гипотеза о синтезе психологических типов и страстей.

Стоит добавить несколько слов о том, что интегрирование различных теорий является общепринятым способом исследования различных феноменов. То, что синтезу подверглись теории на первый взгляд из совершенно разных областей знаний: религии и науки, не должно смущать просвещенного читателя.

Времена воинствующего атеизма безвозвратно канули в лету и сегодня наука и религия идут рука об руку, дополняя и объясняя феномены,  которые не могут объяснить поодиночке. Во всяком случае, хочется в это верить.

Для удобства читателя ниже предлагается краткое описание некоторых терминов, используемых в настоящей работе.

Беззаконие – дело, противное закону Божию.

Грех – болезнь души.

Идея фикс – неожиданная мысль, всецело захватившая, увлекшая человека.

Интровертная установка – функциональное состояние, при котором психическая энергия человека направлена внутрь.

Иррациональные психологические типы  - типы, в основе которых лежит восприятие: ощущающий и интуитивный.

Конформный – приспосабливающийся к обстоятельствам, прислушивающийся к мнениям окружающих; такой, как все, ничем не выделяющийся.

Корреляционный метод исследования – метод, при котором устанавливаются взаимосвязи между событиями.

Отцы Церкви – христианские подвижники благочестия, творения которых соборно признаны боговдохновенными.

Парадигма – личностные установки, формирующие картину мира человека.
Порок – укоренившийся грех, привычка к греху.

Психологический тип – устойчивая индивидуальная особенность характера.

Рабочая гипотеза – научное предположение, требующее дальнейших исследований и доказательств с целью создания надежной теории.

Рациональные психологические типы – типы, в основе которых лежит оценочное суждение: мыслительный и чувствующий.

Самоактуализация – стремление человека к наиболее полному выявлению и развитию своих личностных возможностей.

Синтез – процесс соединения или объединения ранее разрозненных теорий (вещей, понятий) в целое.

Страсть – порабощение греху, крайнее увлечение, пристрастие к чему-нибудь; сильное желание чего-либо запрещенного; бедность, жалкое состояние; страдание, бедствие.

Теософия  Е. Блаватской - религиозно-мистическое учение о единении человеческой души с Первопричиной, стремящееся объединить различные вероисповедания через тождественность эзотерического смысла всех религиозных символов.

Феномен – наблюдаемое явление или событие.

Эго – комплекс идей, представлений, составляющих центр поля сознания человека, которое осознается, как «Я» и находится в контакте с окружающим миром посредством его оценки и восприятия. 

Экстравертная установка - функциональное состояние, при котором психическая энергия человека направлена наружу.


(Продолжение следует).

Комментариев нет :

Отправить комментарий