В настоящей статье
предпринята попытка установить взаимосвязь устойчивых индивидуальных
особенностей характеров людей (психологических типов) с главными восьмью греховными страстями или
совместить
элементы аналитической (глубинной) психологии Карла Густава Юнга (1875
- 1961) и его учеников и последователей с антропологией как раннехристианских
подвижников Церкви, так и ее адептов более поздних веков.
Качество
жизни в будущем и само существование человеческой цивилизации будут зависеть от
того, насколько мы продвинемся в понимании себя и других
(Ларри Хьелл, Даниел Зиглер).
Вступление.
К большому сожалению,
современный читатель, пытающийся разобраться, что происходит в его душе, в истоках
побудительных мотивов его поступков и мыслей, как правило, далеко отстоит как
от высокой духовности и святой жизни отцов Церкви, так и от научных изысканий
современных профессоров философии и психологии.
Причина банальна: мозг
нашего современника перегружен избыточной, бесполезной, в большинстве своем
даже вредной, разрушающей информацией. Социально оправданное поведение
предполагает зарабатывание денег, их потребление, демонстрацию своего
«высокого» статуса и возможностей – внешнего, экстравертного поведения.
Чтобы идти против
течения и вырваться из этого круга социальных обязанностей требуются немалые личностные, материальные и прочие ресурсы. Главными
из которых будут: наличие свободного времени и произволения использовать его в
целях самоактуализации.
Тем более, что в
современном секулярном мире никому нет дела до души человека, его внутренних
устремлений и поисков. Чтобы слыть «высоконравственным» человеком достаточно
соблюдать принятые в обществе этические стандарты и нормы поведения.
Люди с выраженной
интровертной установкой и склонностью к самоактуализации вынуждены следовать
общей тенденции, если не хотят быть «белыми воронами» и подвергаться обструкции
и насмешкам.
Вот и не спешит
среднестатистический человек к самопознанию, не находит времени, не осознает,
что все тленно и преходяще, только душа вечна и позаботиться о ее спасении – главная
цель и смысл жизни. Быть, как все, быть конформным и устроиться в жизни с
максимальным комфортом – вот основная парадигма большинства наших современников.
Так и проживает
большинство из нас, не понимая, зачем приходили в этот мир, с какой целью, а в
конце жизни сетуют, что ничего хорошего и не видели. А как можно увидеть это
хорошее, если смотреть в другую сторону, да еще и с закрытыми глазами?
В предложенной работе автор
не берет на себя дерзновение провести мост между догматическим богословием и
глубинной психологией, великими
подвижниками Церкви и профессорами аналитической психологии и дать стройную
систему ведения борьбы со своими страстями, основывающуюся на данных науки и
христианской аскетики.
Свою задачу автор будет
считать выполненной, если обратит внимание читателя на очевидную связь бушующих
в нас страстей с индивидуальными особенностями наших характеров. Только, исходя
из этих побуждений и намерений, предлагается настоящая рабочая гипотеза о
синтезе психологических типов и страстей.
Стоит добавить
несколько слов о том, что интегрирование различных теорий является общепринятым
способом исследования различных феноменов. То, что синтезу подверглись теории
на первый взгляд из совершенно разных областей знаний: религии и науки, не
должно смущать просвещенного читателя.
Времена воинствующего
атеизма безвозвратно канули в лету и сегодня наука и религия идут рука об руку,
дополняя и объясняя феномены, которые не
могут объяснить поодиночке. Во всяком случае, хочется в это верить.
Для удобства читателя
ниже предлагается краткое описание некоторых терминов, используемых в настоящей
работе.
Беззаконие
– дело, противное закону Божию.
Грех
– болезнь души.
Идея
фикс
– неожиданная мысль, всецело захватившая, увлекшая человека.
Интровертная
установка – функциональное состояние, при котором психическая
энергия человека направлена внутрь.
Иррациональные
психологические типы
- типы, в основе которых лежит восприятие: ощущающий и интуитивный.
Конформный
– приспосабливающийся к обстоятельствам, прислушивающийся к мнениям окружающих;
такой, как все, ничем не выделяющийся.
Корреляционный
метод исследования – метод, при котором устанавливаются
взаимосвязи между событиями.
Отцы
Церкви – христианские подвижники благочестия, творения
которых соборно признаны боговдохновенными.
Парадигма
– личностные установки, формирующие картину мира человека.
Порок
– укоренившийся грех, привычка к греху.
Психологический
тип
– устойчивая индивидуальная особенность характера.
Рабочая
гипотеза – научное предположение, требующее дальнейших
исследований и доказательств с целью создания надежной теории.
Рациональные
психологические типы – типы, в основе которых лежит
оценочное суждение: мыслительный и чувствующий.
Самоактуализация
– стремление человека к наиболее полному выявлению и развитию своих личностных
возможностей.
Синтез
– процесс соединения или объединения ранее разрозненных теорий (вещей, понятий)
в целое.
Страсть
– порабощение греху, крайнее увлечение, пристрастие к чему-нибудь; сильное
желание чего-либо запрещенного; бедность, жалкое состояние; страдание,
бедствие.
Теософия
Е.
Блаватской - религиозно-мистическое
учение о единении человеческой души с Первопричиной, стремящееся объединить
различные вероисповедания через тождественность эзотерического смысла всех
религиозных символов.
Феномен
– наблюдаемое явление или событие.
Эго
– комплекс идей, представлений, составляющих центр поля сознания человека,
которое осознается, как «Я» и находится в контакте с окружающим миром посредством
его оценки и восприятия.
Экстравертная
установка - функциональное состояние, при котором психическая
энергия человека направлена наружу.
(Продолжение следует).
Комментариев нет :
Отправить комментарий