Грехи
и беззакония.
«Всяк творяй грех, и
беззаконие творит: и грех есть беззаконие»
(1Ин. 3:4).
Можно предположить,
что наиболее часто добропорядочный мирянин встречается
со словами грех и
беззаконие в молитвах, собранных в «Молитослове на всякую потребу и на
всякий день», причем, иногда эти слова собраны вместе, иногда употребляются
раздельно.
Так, у
псалмопевца Давида в покаянном псалме 50 читаем: «Наипаче омый мя от беззакония моего, и от греха моего очисти мя» и
далее: «Отврати лице Твое от грех моих и
вся беззакония моя очисти», а в
молитве ко Пресвятой Троице, в том же молитослове, речь идет только о
беззакониях: «… ниже погубил мя еси со
беззаконьми моими...».
В молитве 8-й, ко
Господу нашему Иисусу Христу: «Сподоби мя,
Господи, ныне возлюбити Тя, якоже возлюбих иногда той самый грех», - здесь упоминается
только грех. В обращении к Пресвятой Троице происходит разделение данных
понятий по ипостасям Святой Тролицы: «Господи,
очисти грехи наша; Владыко, прости беззакония наша…».
Беззаконие.
Если совершить
исторический экскурс, то увидим, что понятие «беззаконие» имеет свое начало с нарушения
так называемых законов Моисеевых, включающих в себя как широко известные десять
заповедей, так и другие религиозно – нравственные запрещения и постановления, касающиеся
всех сфер жизни человека: от отношений его с Богом, до семейных, общинных и
межплеменных. Данные законы были получены Моисеем непосредственно от Господа и
записаны им во Второй книге Моисеевой Исход.
С умалением Ветхого
Завета и наступлением евангельской эпохи, многие запрещения и постановления
выполнили свое предназначение и потеряли свою актуальность и значимость как
законодательные акты. Тем не менее, понятие «беззаконие» получило новый смысл и
новую жизнь, но уже в свете Нового Завета, предложенного Иисусом Христом израильтянам, а затем и проповеданного
апостолами всему остальному миру.
Безусловно, сегодня
мы можем говорить о беззаконии, или нарушении законов Божиих, если речь будет
идти как о нарушении десяти Моисеевых заповедей, в значительной степени
регламентирующих внешнюю жизнь человека, так и неисполнении Христовых заповедей, относящихся в большей
части к внутреннему устроению человека.
В рамках настоящей
работы автор не предполагает рассмотрение всех возможных мотивов совершения
беззаконий, относящихся как к внешним обстоятельствам, так и внутренним произволениям. Но, считает возможным
отметить, что одним из таких сознательных произволений совершения дел, противных
закону Божию, может быть укоренившийся в
человеческой природе грех, или болезнь души, как его охарактеризовали Отцы
Церкви на VI Вселенском Соборе.
Тут же возникают
вопросы: какова причинно следственная
связь между беззаконием и грехом, чем отличаются беззаконие от греха, возможно
ли такое, что беззаконие – это личное и сознательное произволение, а грех – это
устойчивая особенность характера, полученная по наследству?
Попробуем разобраться.
Грех.
Чтобы понять природу
греха, получить представление об его этимологии, уместно будет упомянуть о так называемом
первородном грехе, родовом повреждении и личном повреждении.
Начнем с первородного
Адамова греха, который выразился в произвольном отпадении его от Бога, в
результате которого человек стал страстным, тленным и смертным. Христианский богословский термин «Первородный (прародительский) грех» впервые введен
в обиход Аврелием (Блаженным) Августином (354 – 430) в 396 году в трактате "О
различных вопросах к Симплициану" и к настоящему времени повсеместно
принят христианством.
Данный факт (наличие
страстности, тленности и смертности) совершенно не нуждается в каких-либо
подтверждениях и разъяснениях: сомневающимся достаточно увидеть кладбище (смертность), посетить
больницу (тленность), почитать уголовные и светские хроники (страстность), а
еще лучше – обратить внимание на себя, свои чувства и мысли, телесные недуги,
подумать о предстоящей и неминуемой смерти…
Единственно, что
требуется отметить, так это неоспоримый факт передачи последующим поколениям
всех этих повреждений. Можно говорить, что страстность, тленность и смертность
стали нашими неразлучными спутниками и передаются из рода в род. «Се бо, в беззакониях зачат есмь, и во
гресех роди мя мати моя», - вопиет
об этом псалмопевец Давид в уже цитируемом ранее 50 псалме.
«Родовое повреждение («грех») – это наследственное искажение
духовных, душевных и телесных свойств человека, обусловленное греховной жизнью
родителей и предков преимущественно в первых трех-четырех поколениях. Эта
поврежденность проявляет себя в различных греховных влечениях, дурных
наклонностях и страстях, передающихся по наследству», - утверждает профессор
Московской духовной Академии Алексей Осипов.
Каждый человек,
обладая свободной волей, в течение всей своей жизни может, как украшаться
добродетелями, так и утопать в грехах. Личный греховный навык (личное
повреждение), становясь пороком, а затем и страстью может передаваться
последующим поколениям, привнося к полученному по наследству родовому
повреждению новые греховные семена.
Каждый может привести
примеры из жизни, когда в семье пьяниц дети перенимают эту страсть и в последствии
становятся алкоголиками, тоже - про гневливых, тщеславных и прочая.
Резюмируем:
беззаконие – это нарушение писаных и неписаных правил, заповедей, законов,
традиций, ведущее свою историю с ветхозаветных времен. В новейшей истории это понятие продолжает использоваться, так как христиане не отвергают десять
заповедей Моисея, но во главу угла полагают евангельские заповеди, что означает
расширительное толкование понятия «беззаконие», по сравнению с его
первоначальным, можно сказать: сугубо «юридическим» смыслом.
Теперь, под
«беззаконием» стоит понимать не только внешние, видимые и на деле совершенные
проступки, нарушающие законы и заповеди, но и внутреннее, душевное устроение
человека, идущее вразрез с идеалами христианской любви и жертвенности.
Можно говорить о
беззаконном поведении вследствие греховного (болезненного) душевного устроения.
Опять же, укоренившееся привычка к
беззаконным поступкам, может послужить к возбуждению в душе человека греховных
язв, их закрепления, распространения и постепенным овладеванием (порабощением)
души человека, как это делают раковые метастазы с телом, если их вовремя не
лечить.
В дальнейшем,
сформированный греховный навык (личное греховное повреждение) может быть
передан потомкам или в качестве выраженной, видимой, осознаваемой
индивидуальной особенности характера человека, или в виде вытесненной в
подсознание, затаенной, сжатой как пружина, страсти, готовой в любой момент
вырваться наружу.
Восемь главных страстей.
«Страстью называет
такую склонность и такое действие, которые, долгое время гнездясь в душе,
посредством привычки, обращаются как бы в естество ее» (Преподобный Нил Сорский).
Преподобный Нил Сорский (1433
- 1508) – основоположник скитского жительства на Руси, тончайший
знаток человеческой души, пример нестяжания, благочестия и высокой духовной
жизни в своем душеполезном наставлении «О восьми главных страстях и о победе над ними» в строгом
соответствии с боговдохновенными трудами наставников и Учителей Церкви дает
описание восьми главных страстей, обуреваемых людьми и предлагает способы и
приемы, с помощью которых можно противостоять им.
Сами страсти следующие: гнев,
сребролюбие, тщеславие, чревоугодие, печаль, гордыня, блуд, уныние.
В православной антропологии принято
разделять их на плотские: чревоугодие, сребролюбие, блуд; душевные: гнев,
печаль, уныние и духовные: тщеславие и горддыню.
Как считают святые отцы, подобное
разделение подсказывает новоначальным подвижникам, что с плотскими страстями им
подлежит вести брань в первую очередь. По мере возрастания в духовном подвиге и
получения устойчивых навыков борьбы с ними стоит обратить большее внимание на
свое душевное устроение и, удерживая плотские страсти в узде, начать исправлять
свои душевные пороки. К борьбе с духовными страстями, как наиболее опасными, следует приступать, получив
должный опыт побед и поражений в предыдущих сражениях с более явным, хотя и не
мене коварным противником: плотскими и душевными страстями.
Не даром, преподобный отец авва Иоанн
(579 – 649), игумен Синайской горы, святой подвижник конца 6, начала 7 веков «всем, поспешающим написать имена свои в
книге жизни» в своей скрижали духовной «Лествица», состоящей из 30 слов –
глав, слова «О многообразном тщеславии» и «О безумной гордости» разместил практически
в самом конце книги, после слов о других страстях и духовных практик.
Отцы Церкви о грехах.
В том, что среди преподобных и
богоносных Отцов Церкви по отдельным богословским вопросам существуют разногласия
и разномыслия, нет ничего удивительного и предосудительного, истинен только
Бог. Недаром апостол Павел писал в своем 1-м послание Коринфянам: «Ибо надлежит быть и разномыслиям между
вами, дабы открылись между вами искусные» (1Кор 11:19). В подтверждение сказанному,
предлагается небольшая подборка высказываний Отцов и Учителей Церкви о грехах и
страстях.
«В соделаных нами грехах не будем винить ни
рождения нашего, ни другого кого, а только себя самих, ибо если душа самоохотно
предается разленению, то не может быть не побеждаемою»
(прп. Антоний Великий (251 – 356));
«Хотя
природе человеческой невозможно не грешить… однако же возможно, согрешив по
опрометчивости или по увлечению от злокозненного, тотчас измениться, покаяться
и не собирать зла ко злу» (свт. Василий Великий (330 – 379));
«Не
в самом устройстве нашем заключен был грех, но привзошел впоследствии»
(свт. Василий Великий (330 – 379));
«Грех
никогда не существует (сам по себе) и не мыслится как особая сущность…»
(свт. Василий Великий (330 – 379));
«Дни
спешат к окончанию своему, а грехи около меня, как камни преткновения. Уровняй
для меня путь Твой, Господи, чтобы мог я идти по оному»
(прп. Ефрем Сирин (306 – 373));
«Грех
есть отчуждение от Бога» (свт. Григорий Богослов (329 –
390));
«Ни
один член души и тела не свободен и не может не страдать от живущего в нас
греха» (прп. Макарий Египетский (300 – 390));
«Бороться…
(со грехом), противиться, наносить и принимать язвы – в твоих это силах; а искоренить
– Божие дело» (прп. Макарий Египетский (300 – 390));
«Адам,
преступив заповедь Божию и послушав лукавого змия, продал и уступил себя в
собственность диаволу, и в душу – эту прекрасную тварь,
(которую уготовал Бог по образу Своему),
- облегся лукавый» (прп. Макарий Египетский (300 – 390));
«Грех
не есть существенное свойство нашей природы, но уклонение от нее»
(свт. Григорий Нисский (335 – 391));
«Начало
греха лежит не в природе, но в душевном расположении и в свободной воле»
(свт. Иоанн Златоуст (349 – 407));
«Грех
есть не иное что, как только действие против воли Божией…»
(свт. Иоанн Златоуст (349 – 407));
«…Кто
осмелится считать себя без греха, тот виновен будет в пороке хулы и гордости,
если будет присвоять себе равенство в том, что свойственно только одному Иисусу
Христу» (прп. Авва Феона (?));
«…Иное
суть страсти, и иное грехи. Страсти суть: гнев, тщеславие, сластолюбие,
ненависть, злая похоть и тому подобное. Грехи же суть самые действия страстей,
когда кто приводит их в исполнение на деле, т.е. совершает телом те дела, к
которым побуждают его страсти, ибо можно иметь страсти, но не действовать по
ним»
(прп. авва Дорофей (V1
век));
«Болезнь
души есть злая склонность; смерть же ее есть грех, делом совершенный»
(авва Фалассий (?));
«Никто,
согрешая, не может представлять в извинение греха немощь плоти. …Божество
Слова, будучи всегда по благодати соприсуще верующим в Него, заглушает закон
греха сущий во плоти» (прп. Максим Исповедник (580 – 662));
«Бог
не создал человека грешным, а чистым и святым. Но когда первозданный Адам
потерял сию одежду святости, не от другого какого греха, а от одной гордости, и
сделался тленным и смертным, то и все люди, происходящие от семени Адамова,
бывают причастны прародительского греха, от самого зачатия и рождения своего»
(прп. Симеон Новый Богослов (942 – 1022));
«Грех
и состояние падения так усвоились нам, так слились с существованием нашим, что
отречение от них сделалось отречением от себя, погублением души своей»
(свт. Игнатий Брянчанинов (1807 – 1867));
«Даже праведники, угодники Божии имели в себе грех и, хотя с
помощью Божией боролись с ним, смиренно признавали себя грешниками. Таким
образом, все без исключения люди – грешны, заражены грехом. Грех есть духовная
проказа, болезнь и язва, поразившая всю природу человека и душу и тело его» (мтрп. Филарет (Вознесенский (1903 – 1985)).
Проницательный читатель заметит, что у
цитируемых выше Отцов и Учителей Церкви
обнаруживается разный взгляд на природу греха, его этимологию.
Из
принципиальных различий можно выявить следующие: грех стал природной сущностью
человека после его отпадения от Бога:
«Ни один член души и тела не свободен и не может не страдать от живущего в нас
греха» (прп. Макарий Египетский),
и грех – это личное произволение, не свойственное
его человеческой природе: «Грех не
есть существенное свойство нашей природы, но уклонение от нее» (свт.
Григорий Нисский).
В чем нет разногласий,
так это в определении непосредственного болезненного и разрушительного
воздействия греха на душу человека: «Ни
один член души и тела не свободен и не может не страдать от живущего в нас
греха» (прп. Макарий Египетский).
Здесь
уместно будет уточнить, что существуют отдельные мнения Отцов
(преп. Максим Исповедник) о том, что страсти были у человека и до отпадения его
от Бога, только они были позитивными, не имели греховной окраски и только после изгнания Адама из рая приняли
негативный, греховный характер.
Что касается отношений
греха и страсти, то, по мнению большинства Отцов, грех является первичным, по
отношению к страсти: «Грех есть духовная проказа, болезнь и язва, поразившая
всю природу человека и душу и тело его» (мтрп.
Филарет (Вознесенский).
Отдельно стоит выделить
позицию преподобного аввы Дорофея, в концепции которого страсть является
источником греха, как семя (страсть) и плод (грех): «…Иное суть страсти, и иное грехи. Страсти суть: гнев, тщеславие,
сластолюбие, ненависть, злая похоть и тому подобное. Грехи же суть самые
действия страстей, когда кто приводит их в исполнение на деле, т.е. совершает
телом те дела, к которым побуждают его страсти, ибо можно иметь страсти, но не
действовать по ним».
Как видим, разномыслия
Отцов не являются радикально противоречивыми, а, скорее, дополняющими друг
друга и дающими читателю ощутить, увидеть, прочувствовать, осмыслить весь
спектр мнений и позиций подвижников благочестия, оставившим потомкам свои
сочинения по поводу грехов и страстей.
В рамках настоящей
работы автор в большей степени принимает позицию тех Отцов, которые признают
природный характер страстей, полученный человеком после отпадением прародителей
Адама и Евы от божественной благодати. Преподобный Макарий Египетский очень
образно (нравственно – назидательно) описал случившееся: «Адам, преступив заповедь Божию и послушав лукавого змия, продал и
уступил себя в собственность диаволу, и в душу – эту прекрасную тварь, (которую уготовал Бог по образу Своему), -
облегся лукавый».
Остается выяснить: весь
ли набор страстей сразу получает человек по наследству в равной степени,
или каждый при рождении наделяется
главной страстью, а остальные семь являются второстепенными, менее выраженными.
Для ответа на этот вопрос самое время обратиться к светской науке - аналитической
психологии, и ее создателю швейцарскому ученому Карлу Густаву Юнгу.
Комментариев нет :
Отправить комментарий