суббота, 2 мая 2020 г.

Психологические типы и страсти (рабочая гипотеза). Грехи, беззакония и страсти.


Грехи и беззакония.

«Всяк творяй грех, и беззаконие творит: и грех есть беззаконие»
                                                                                                       (1Ин. 3:4).

Можно предположить, что наиболее часто добропорядочный мирянин встречается
со словами грех и беззаконие в молитвах, собранных в «Молитослове на всякую потребу и на всякий день», причем, иногда эти слова собраны вместе, иногда употребляются раздельно.

Так, у псалмопевца Давида в покаянном псалме 50 читаем: «Наипаче омый мя от беззакония моего, и от греха моего очисти мя» и далее: «Отврати лице Твое от грех моих и вся беззакония моя очисти»,  а в молитве ко Пресвятой Троице, в том же молитослове, речь идет только о беззакониях: «… ниже погубил мя еси со беззаконьми моими...».

В молитве 8-й, ко Господу нашему Иисусу Христу: «Сподоби мя, Господи, ныне возлюбити Тя, якоже возлюбих иногда той самый грех», - здесь упоминается только грех. В обращении к Пресвятой Троице происходит разделение данных понятий по ипостасям Святой Тролицы: «Господи, очисти грехи наша; Владыко, прости беззакония наша…».

Беззаконие.

Если совершить исторический экскурс, то увидим, что понятие «беззаконие» имеет свое начало с нарушения так называемых законов Моисеевых, включающих в себя как широко известные десять заповедей, так и другие религиозно – нравственные запрещения и постановления, касающиеся всех сфер жизни человека: от отношений его с Богом, до семейных, общинных и межплеменных. Данные законы были получены Моисеем непосредственно от Господа и записаны им во Второй книге Моисеевой Исход.

С умалением Ветхого Завета и наступлением евангельской эпохи, многие запрещения и постановления выполнили свое предназначение и потеряли свою актуальность и значимость как законодательные акты. Тем не менее, понятие «беззаконие» получило новый смысл и новую жизнь, но уже в свете Нового Завета, предложенного Иисусом Христом  израильтянам, а затем и проповеданного апостолами всему остальному миру.

Безусловно, сегодня мы можем говорить о беззаконии, или нарушении законов Божиих, если речь будет идти как о нарушении десяти Моисеевых заповедей, в значительной степени регламентирующих внешнюю жизнь человека, так и неисполнении  Христовых заповедей, относящихся в большей части к внутреннему устроению человека.

В рамках настоящей работы автор не предполагает рассмотрение всех возможных мотивов совершения беззаконий, относящихся как к внешним обстоятельствам, так и внутренним  произволениям. Но, считает возможным отметить, что одним из таких сознательных произволений совершения дел, противных закону Божию, может быть укоренившийся в человеческой природе грех, или болезнь души, как его охарактеризовали Отцы Церкви на VI Вселенском Соборе.

Тут же возникают вопросы: какова причинно  следственная связь между беззаконием и грехом, чем отличаются беззаконие от греха, возможно ли такое, что беззаконие – это личное и сознательное произволение, а грех – это устойчивая особенность характера, полученная по наследству?

Попробуем разобраться.

Грех.

Чтобы понять природу греха, получить представление об его этимологии,  уместно будет упомянуть о так называемом первородном грехе, родовом повреждении и личном повреждении.

Начнем с первородного Адамова греха, который выразился в произвольном отпадении его от Бога, в результате которого человек стал страстным, тленным и смертным. Христианский богословский термин  «Первородный (прародительский) грех» впервые введен в обиход Аврелием (Блаженным) Августином  (354 – 430) в 396 году в трактате "О различных вопросах к Симплициану" и к настоящему времени повсеместно принят христианством.

Данный факт (наличие страстности, тленности и смертности) совершенно не нуждается в каких-либо подтверждениях и разъяснениях: сомневающимся достаточно  увидеть кладбище (смертность), посетить больницу (тленность), почитать уголовные и светские хроники (страстность), а еще лучше – обратить внимание на себя, свои чувства и мысли, телесные недуги, подумать о предстоящей и неминуемой смерти…

Единственно, что требуется отметить, так это неоспоримый факт передачи последующим поколениям всех этих повреждений. Можно говорить, что страстность, тленность и смертность стали нашими неразлучными спутниками и передаются из рода в род. «Се бо, в беззакониях зачат есмь, и во гресех  роди мя мати моя», - вопиет об этом псалмопевец Давид в уже цитируемом ранее 50 псалме.

«Родовое повреждение («грех») – это наследственное искажение духовных, душевных и телесных свойств человека, обусловленное греховной жизнью родителей и предков преимущественно в первых трех-четырех поколениях. Эта поврежденность проявляет себя в различных греховных влечениях, дурных наклонностях и страстях, передающихся по наследству», - утверждает профессор Московской духовной Академии Алексей Осипов. 

Каждый человек, обладая свободной волей, в течение всей своей жизни может, как украшаться добродетелями, так и утопать в грехах. Личный греховный навык (личное повреждение), становясь пороком, а затем и страстью может передаваться последующим поколениям, привнося к полученному по наследству родовому повреждению новые греховные семена.

Каждый может привести примеры из жизни, когда в семье пьяниц дети перенимают эту страсть и в последствии становятся алкоголиками, тоже - про гневливых, тщеславных и прочая.

Резюмируем: беззаконие – это нарушение писаных и неписаных правил, заповедей, законов, традиций, ведущее свою историю с ветхозаветных времен.  В новейшей истории это понятие  продолжает использоваться,  так как христиане не отвергают десять заповедей Моисея, но во главу угла полагают евангельские заповеди, что означает расширительное толкование понятия «беззаконие», по сравнению с его первоначальным, можно сказать: сугубо «юридическим» смыслом.

Теперь, под «беззаконием» стоит понимать не только внешние, видимые и на деле совершенные проступки, нарушающие законы и заповеди, но и внутреннее, душевное устроение человека, идущее вразрез с идеалами христианской любви и жертвенности.

Можно говорить о беззаконном поведении вследствие греховного (болезненного) душевного устроения. Опять же, укоренившееся  привычка к беззаконным поступкам, может послужить к возбуждению в душе человека греховных язв, их закрепления, распространения и постепенным овладеванием (порабощением) души человека, как это делают раковые метастазы с телом, если их вовремя не лечить.

В дальнейшем, сформированный греховный навык (личное греховное повреждение) может быть передан потомкам или в качестве выраженной, видимой, осознаваемой индивидуальной особенности характера человека, или в виде вытесненной в подсознание, затаенной, сжатой как пружина, страсти, готовой в любой момент вырваться наружу.


Восемь главных страстей.

«Страстью называет такую склонность и такое действие, которые, долгое время гнездясь в душе, посредством привычки, обращаются как бы в естество ее» (Преподобный Нил Сорский).

Преподобный Нил Сорский (1433 - 1508) – основоположник скитского жительства на Руси, тончайший знаток человеческой души, пример нестяжания, благочестия и высокой духовной жизни в своем душеполезном наставлении  «О восьми главных страстях и о победе над ними» в строгом соответствии с боговдохновенными трудами наставников и Учителей Церкви дает описание восьми главных страстей, обуреваемых людьми и предлагает способы и приемы, с помощью которых можно противостоять им.

Сами страсти следующие: гнев, сребролюбие, тщеславие, чревоугодие, печаль, гордыня, блуд, уныние.

В православной антропологии принято разделять их на плотские: чревоугодие, сребролюбие, блуд; душевные: гнев, печаль, уныние и духовные: тщеславие и горддыню.

Как считают святые отцы, подобное разделение подсказывает новоначальным подвижникам, что с плотскими страстями им подлежит вести брань в первую очередь. По мере возрастания в духовном подвиге и получения устойчивых навыков борьбы с ними стоит обратить большее внимание на свое душевное устроение и, удерживая плотские страсти в узде, начать исправлять свои душевные пороки. К борьбе с духовными страстями, как  наиболее опасными, следует приступать, получив должный опыт побед и поражений в предыдущих сражениях с более явным, хотя и не мене коварным противником: плотскими и душевными страстями.

Не даром, преподобный отец авва Иоанн (579 – 649), игумен Синайской горы, святой подвижник конца 6, начала 7 веков «всем, поспешающим написать имена свои в книге жизни» в своей скрижали духовной «Лествица», состоящей из 30 слов – глав, слова «О многообразном тщеславии» и «О безумной гордости» разместил практически в самом конце книги, после слов о других страстях и духовных практик.

Отцы Церкви о грехах.

В том, что среди преподобных и богоносных Отцов Церкви по отдельным богословским вопросам существуют разногласия и разномыслия, нет ничего удивительного и предосудительного, истинен только Бог. Недаром апостол Павел писал в своем 1-м послание Коринфянам: «Ибо надлежит быть и разномыслиям между вами, дабы открылись между вами искусные» (1Кор 11:19). В подтверждение сказанному, предлагается небольшая подборка высказываний Отцов и Учителей Церкви о грехах и страстях.

 «В соделаных нами грехах не будем винить ни рождения нашего, ни другого кого, а только себя самих, ибо если душа самоохотно предается разленению, то не может быть не побеждаемою» (прп. Антоний Великий (251 – 356));

«Хотя природе человеческой невозможно не грешить… однако же возможно, согрешив по опрометчивости или по увлечению от злокозненного, тотчас измениться, покаяться и не собирать зла ко злу» (свт. Василий Великий (330 – 379));

«Не в самом устройстве нашем заключен был грех, но привзошел впоследствии» (свт. Василий Великий (330 – 379));

«Грех никогда не существует (сам по себе) и не мыслится как особая сущность…» (свт. Василий Великий (330 – 379));

«Дни спешат к окончанию своему, а грехи около меня, как камни преткновения. Уровняй для меня путь Твой, Господи, чтобы мог я идти по оному» (прп. Ефрем Сирин (306 – 373));

«Грех есть отчуждение от Бога» (свт. Григорий Богослов (329 – 390));

«Ни один член души и тела не свободен и не может не страдать от живущего в нас греха» (прп. Макарий Египетский (300 – 390));

«Бороться… (со грехом), противиться, наносить и принимать язвы – в твоих это силах; а искоренить – Божие дело» (прп. Макарий Египетский (300 – 390));

«Адам, преступив заповедь Божию и послушав лукавого змия, продал и уступил себя в собственность диаволу, и в душу – эту прекрасную тварь, (которую уготовал Бог по образу Своему), - облегся лукавый» (прп. Макарий Египетский (300 – 390));

«Грех не есть существенное свойство нашей природы, но уклонение от нее» (свт. Григорий Нисский (335 – 391));

«Начало греха лежит не в природе, но в душевном расположении и в свободной воле» (свт. Иоанн Златоуст (349 – 407));

«Грех есть не иное что, как только действие против воли Божией…» (свт. Иоанн Златоуст (349 – 407));

«…Кто осмелится считать себя без греха, тот виновен будет в пороке хулы и гордости, если будет присвоять себе равенство в том, что свойственно только одному Иисусу Христу» (прп. Авва Феона (?));

«…Иное суть страсти, и иное грехи. Страсти суть: гнев, тщеславие, сластолюбие, ненависть, злая похоть и тому подобное. Грехи же суть самые действия страстей, когда кто приводит их в исполнение на деле, т.е. совершает телом те дела, к которым побуждают его страсти, ибо можно иметь страсти, но не действовать по ним» (прп. авва Дорофей (V1 век));

«Болезнь души есть злая склонность; смерть же ее есть грех, делом совершенный» (авва Фалассий (?));

«Никто, согрешая, не может представлять в извинение греха немощь плоти. …Божество Слова, будучи всегда по благодати соприсуще верующим в Него, заглушает закон греха сущий во плоти» (прп. Максим Исповедник (580 – 662));

«Бог не создал человека грешным, а чистым и святым. Но когда первозданный Адам потерял сию одежду святости, не от другого какого греха, а от одной гордости, и сделался тленным и смертным, то и все люди, происходящие от семени Адамова, бывают причастны прародительского греха, от самого зачатия и рождения своего» (прп. Симеон Новый Богослов (942 – 1022));

«Грех и состояние падения так усвоились нам, так слились с существованием нашим, что отречение от них сделалось отречением от себя, погублением души своей» (свт. Игнатий Брянчанинов (1807 – 1867));

«Даже праведники, угодники Божии имели в себе грех и, хотя с помощью Божией боролись с ним, смиренно признавали себя грешниками. Таким образом, все без исключения люди – грешны, заражены грехом. Грех есть духовная проказа, болезнь и язва, поразившая всю природу человека и душу и тело его» (мтрп. Филарет (Вознесенский (1903 – 1985)).

Проницательный читатель заметит, что у цитируемых выше Отцов и Учителей Церкви обнаруживается разный взгляд на природу греха, его этимологию.

Из принципиальных различий можно выявить следующие: грех стал природной сущностью человека после его отпадения от Бога: «Ни один член души и тела не свободен и не может не страдать от живущего в нас греха» (прп. Макарий Египетский), и грех – это личное произволение, не свойственное его человеческой природе: «Грех не есть существенное свойство нашей природы, но уклонение от нее» (свт. Григорий Нисский).

В чем нет разногласий, так это в определении непосредственного болезненного и разрушительного воздействия греха на душу человека: «Ни один член души и тела не свободен и не может не страдать от живущего в нас греха» (прп. Макарий Египетский).

Здесь уместно будет уточнить, что существуют отдельные мнения Отцов (преп. Максим Исповедник) о том, что страсти были у человека и до отпадения его от Бога, только они были позитивными, не имели греховной окраски и только  после изгнания Адама из рая приняли негативный, греховный характер.

Что касается отношений греха и страсти, то, по мнению большинства Отцов, грех является первичным, по отношению к страсти: «Грех есть духовная проказа, болезнь и язва, поразившая всю природу человека и душу и тело его» (мтрп. Филарет (Вознесенский).

Отдельно стоит выделить позицию преподобного аввы Дорофея, в концепции которого страсть является источником греха, как семя (страсть) и плод (грех): «…Иное суть страсти, и иное грехи. Страсти суть: гнев, тщеславие, сластолюбие, ненависть, злая похоть и тому подобное. Грехи же суть самые действия страстей, когда кто приводит их в исполнение на деле, т.е. совершает телом те дела, к которым побуждают его страсти, ибо можно иметь страсти, но не действовать по ним».

Как видим, разномыслия Отцов не являются радикально противоречивыми, а, скорее, дополняющими друг друга и дающими читателю ощутить, увидеть, прочувствовать, осмыслить весь спектр мнений и позиций подвижников благочестия, оставившим потомкам свои сочинения по поводу грехов и страстей.

В рамках настоящей работы автор в большей степени принимает позицию тех Отцов, которые признают природный характер страстей, полученный человеком после отпадением прародителей Адама и Евы от божественной благодати. Преподобный Макарий Египетский очень образно (нравственно – назидательно) описал случившееся: «Адам, преступив заповедь Божию и послушав лукавого змия, продал и уступил себя в собственность диаволу, и в душу – эту прекрасную тварь, (которую уготовал Бог по образу Своему), - облегся лукавый».

Остается выяснить: весь ли набор страстей сразу получает человек по наследству в равной степени, или  каждый при рождении наделяется главной страстью, а остальные семь являются второстепенными, менее выраженными. Для ответа на этот вопрос самое время обратиться к светской науке - аналитической психологии, и ее создателю швейцарскому ученому Карлу Густаву Юнгу.

(Продолжение следует

Комментариев нет :

Отправить комментарий