пятница, 22 мая 2020 г.

Психологические типы и страсти (рабочая гипотеза). Рациональные типы.


К рациональным психологическим типам профессор Юнг относил людей с преобладающей оценочной характеристикой суждения
окружающих их фактов, событий, явлений. По мнению ученого, именно мыслительный и чувствующий психологические типы принадлежат к данной категории.

Толковый словарь русского языка определяет слово «рациональный», как относящийся к разуму, разумно обоснованный, целесообразный. И если к мыслительному психологическому типу данное определение подходит, как нельзя лучше, то, возникает вопрос:  как тогда можно относить чувствующий тип к категории рациональных?

Вот, как на него ответил сам профессор Юнг: «Мышление и чувство являются функциями рациональными, поскольку решающеее влияние на них оказывает момент размышления, рефлексии. Эти функции наиболее полно осуществляют свое назначение при относительно совершенном согласовании с законами разума».

Мыслительный психологический тип.

Человеку, в основе характера которого заложен мыслительный психологический тип, свойственно (как это и следует из названия) логическое, рациональное, умозрительное суждение. Базовая стратегия – тактическое планирование.

Профессор Юнг утверждал, что люди, обладающие мыслительным психологическим типом, способны направлять свое поведение путем рассуждений.

Детализация, скурпулезное исследование, точный подсчет, беспристрастность, расчетливость, неукоснительное, неотступное следование избранному курсу, сухость в отношениях, бескомпромиссность,  непреклонность,  гневливость (у экстравертов), замкнутость, страх, отчужденность (у интровертов) – эти и подобные им черты могут быть присущи людям, имеющим в основе характеров мыслительные психологические типы.

Мыслительный экстраверт.

Психологи установили, что в коре головного мозга мыслительного экстраверта из-за большого потока информации накапливается и застаивается возбуждение, перерастающее в раздражение, гнев, агрессию. Отличительной чертой его характера становится нападение и разрушение преград и препятствий, мешающих осуществлению его планов и идей.

Обладатели данного психологического типа склонны к доминированию и авторитаризму. Им нужна власть, управленческие функции, возможность решать судьбы людей, зачастую, по их усмотрению и прихоти.

Это очень деятельный, волевой и властный человек, решающий вопросы по мере их поступления. К сожалению, он, как правило, не видит далеких перспектив, не способен их увидеть. Это тактик, а не стратег. Он хорошо понимает те задачи, которые стоят перед ним здесь и сейчас. На их решение он способен мобилизовать все свои силы,  привлечь и организовать окружающих.

Тех, кто не разделяет его устремлений, не является сторонником его «идеи фикс», незамедлительно записывает в свои личные враги  со всеми вытекающими последствиями. Кто не с ним – тот против него.

Вместе с этим, если «держать их в узде», не давать им проявлять свои негативные, зачастую диктаторские черты характера, то их высокие организационные способности смогут принести пользу, как отдельным людям, так и обществу в целом.

Недаром, по наблюдениям психологов, у большинства руководителей всех рангов и мастей, включая и религиозные организации, мыслительная экстраверсия является ведущей функцией.

Мыслительный интроверт.

Для интроверта, с преобладающей мыслительной функцией все новое, неизвестное, непроверенное, им неисследованное вызывает страх. По этой причине он стремиться избежать, спрятаться, уклониться от опасности (мнимой или реальной не имеет значения). Не высовываться, притвориться мертвым, слабым, убогим – его жизненное кредо.

Тревожно – мнительное состояние его души определяет его образ жизни, выбор профессии. хобби и т.п. Хорошо все то, что несет в себе защиту, безопасность стабильность и неизменность. Отсюда – усидчивость, постоянство, следование традициям, рационализм, консерватизм.

Страх потерять влечет к экономии, накопительству, скупости иногда к  ростовщичеству (во многих случаях без процентов). Последнее, казалось бы, несколько противоречит базовым принципам классического ростовщика, но оно дает мнимое признание в обществе, иллюзорную принадлежность к классу состоятельных людей, ощущение превосходства и власти над «не столь удачливыми» соплеменниками.

Богатство становится мерилом успешности. Ценность человека определяется состоянием его текущего счета. Стоимость принадлежащих ему активов ассоциируется с самим человеком, его значимостью и успешностью.  Выстраивается глубоко ошибочная и порочная шкала ценностей, во главу угла которой становится не душевное устроение человека, а толщина его кошелька.

Резюмируем: страх порождает многочисленные комплексы неполноценности, которые мыслительный интроверт пытается компенсировать накопительством богатств. Если человек не осознает всей пагубности подобного своего состояния и вовремя не остановится, то желание к накопительству (сребролюбие)  завладеет всем его существом, станет укоренившейся порочной страстью.

Чувствующие психологические типы.

При определении самого понятия чувства возникает соблазн считать его вторичным явлением, производным от ощущений или представлений. Так принято считать на бытовом уровне. Подобное мнение можно заметить в публикациях как людей далеких от психологии, так и авторов, очевидно не знакомых с работами профессора Юнга и других ученых (Гефдинга, Вундта, Лемана и т.д.) или имеющих свое, отличное мнение по этому вопросу, что в среде психологов скорее норма, чем исключение.

Что касается самого  профессора Юнга, то он рассматривал чувство, как самостоятельную функцию, равнозначную мышлению, ощущению и интуиции и называл чувство «процессом, происходящим между эго и каким-нибудь содержанием, притом процесс, придающий содержанию некоторую ценность в смысле принятия или отвержения его («удовольствие» или «неудовольствие»).

«Чувство может возникнуть изолировано, в качестве настроения, …из бессознательных содержаний, что вполне доказано психопатологией. …Поэтому чувство – вполне субъективный процесс, который может быть во всех отношениях независимым от внешнего раздражения, хотя примыкает к каждому ощущению», - делает заключение профессор Юнг.

Чувствующий экстраверт.

В основе характера обладателя данного типа лежит стремление выделиться, быть на виду, в центре, «на пьедестале». Человек – праздник, душа компании, «звезда», первый, лучший, самый – самый, «икона» стиля, позер, законодатель мод, идол, требующий поклонения. Любимое занятие – купаться в лучах славы, принимать поздравления, подарки и признания в любви и преданности.

Оценочное суждение не глубокое и рациональное, как у мыслительного типа, а чувственное и поверхностное: нравится или не нравится. Нравится все, что приносит удовольствие, не нравится – все остальное.

То, что не нравится, отвергается, исключается из карты жизненной реальности. Все средства могут быть хороши, чтобы убрать препятствия, мешающие чувственному удовольствию. Учитывая тот, факт, что двум третям женщин присущ данный тип, коварство, истерия, притворство, осуждение, клевета и подобные средства могут быть задействованы в борьбе за неповторимость и исключительность.

Уместно будет заметить, что в нынешний век феминизации мужчин, многие из «сильного» пола не гнушаются использовать перечисленный выше «женский арсенал» в достижении своих тщеславных целей. Вот, пожалуй, именно тщеславие будет краеугольным камнем, лежащем в основе характера чувствующих экстравертов.

Чувствующий интроверт.

У чувствующего интроверта могут проявляться описанные выше черты, как и наоборот, но главной его особенностью, стратегической линией поведения является забота. Помочь всем и каждому, спасти, накормить, одеть и напоить, предоставить кров, собрать средства для лечения, устроить в приют или ночлежку.

В своем большинстве афишировать проявленную заботу они не будут – это у экстравертов все напоказ, наружу.  Интровертам не свойственно демонстративное, показушное поведение. Все переживания у них спрятаны глубоко внутри, для личного потребления, так сказать,  и делиться с кем – либо этим «биссером» они не будут.

Психологи отмечают сильную нервную систему у обладателей интровертного чувствующего психотипа, для них важны эмоциональность и гуманизм. По этой причине их еще называют эмотивами. Базовыми эмоциями являются спокойствие и тихая радость.

Эмотивы очень наблюдательны. Фиксируют малейшие отклонения в поведении людей, контактирующих с ними. В самом деле, как помочь человеку, если не видишь, что с ним происходит?

Учитывая, что забота о ближнем – это главная черта характера эмотива, наиболее простым способом ее проявить он может, угощая и потчуя ближних и дальних различными снедями и напитками. Происходит так называемая социализация еды, когда обед, завтрак или ужин в кругу семьи или друзей становятся не только способом восстановления сил и потраченной энергии, но и наиболее доступным и желанным для эмотива способом выразить опеку и заботу о ближнем.

Автор лично замечал, что эмотивов тяготит еда в одиночестве. Комфортно себя они чувствуют за столом с небольшой компанией, где они будут всех угощать и опекать, предлагая лучше свои, а при их отсутствии - покупные явства и напитки.

Когда видишь детей или взрослых с избыточным весом, то (наряду с другими причинами) можно с высокой долей вероятности предположить, что причиной этой аномальности послужили эмотивы - члены семьи (мамы, папы, дедушки или бабушки), закармливающие своих домочадцев.

Будучи любителями частых и обильных застолий, чувствующие интроверты могут и не заметить, как пищевая и алкогольная зависимость станут их постоянными спутниками жизни, особенно на фоне неустроенности личной жизни, тревожной мнительности, депрессии и стресса.


(Продолжение следует). 

Комментариев нет :

Отправить комментарий