пятница, 5 июня 2020 г.

Психологические типы и страсти (рабочая гипотеза). Иррациональные типы.


Иррациональные типы.

Чтобы разобраться, что собой представляет иррациональная функция, следует взять за основу исходное положение о том, что поведение человека направляются силами,
которые частично или полностью не осознаются.
Очень точно иллюстрирует такое поведение Евангельская притча о десяти девах, «которые, взяв светильники свои, вышли навстречу жениху. Из них пять было мудрых и пять неразумных. Неразумные, взяв светильники свои, не взяли с собою масла. Мудрые же, вместе со светильниками своими, взяли масла в сосудах своих. И как жених замедлил, то задремали все и уснули. Но в полночь раздался крик: вот, жених идёт, выходите навстречу ему. Тогда встали все девы те и поправили светильники свои. Неразумные же сказали мудрым: дайте нам вашего масла, потому что светильники наши гаснут. А мудрые отвечали: чтобы не случилось недостатка и у нас и у вас, пойдите лучше к продающим и купите себе. Когда же пошли они покупать, пришёл жених, и готовые вошли с ним на брачный пир, и двери затворились…» (Мф. 25:1-13).
Как, если не иррациональным, можно назвать поведение дев, не взявших с собой запаса масла?
Если кто-то думает, что такие «растяпы» существовали только две тысячи лет назад, а наши современники вели бы себя по другому, то глубоко ошибается. Проводя семинары, на которых затрагиваются вопросы психотипологии, автору неоднократно приходилось наблюдать сегодняшних «неразумных дев», или (правильно их охарактеризуем) людей с иррациональной функцией восприятия.
На вопрос: взяли ли бы они с собой запас масла, если бы оказались в подобной, как в притче, ситуации, часть присутствующих всегда отвечает, что вряд ли. Ведь событие-то какое – неординарное! Жених грядет! Нужно спешить его встречать, не до размышлений о каких-то там запасах и прочих мелочах жизни…
Кстати, автор полностью разделяет подобную позицию и реакцию на феномен, так как и у него самого иррациональная функция является доминирующей.

Психологические типы с иррациональной функцией, согласно Карлу Густаву Юнгу относятся ощущающие и интуитивные типы. Для данной функции характерна не расчет и оценка, как для рациональных типов, а восприятие.

 «Иррациональные же функции суть те, целью которых является чистое восприятие; таковы интуиция и ощущения, потому что они должны для достижения полного восприятия всего совершающегося как можно более отрешаться от всего рационального, ибо рациональное предполагает исключение всего неразумного», - резюмирует профессор Юнг.

Ощущающие психологические типы.

Не сомневаюсь, что читателю будет интересно узнать, как современная наука определяет, что такое ощущения.  Все мы знаем 5 органов чувств (напомню, что ощущения и чувства идут рука об руку), это – зрение, слух, обоняние, осязание и вкус. В психологии их принято называть ощущениями, связанные с рецепторами, находящимися на поверхности тела.

Вторая группа – это (органические) ощущения, связанные с рецепторами, находящимися во внутренних органах. Органические ощущения не дают точной локализации, однако при их сильном отрицательном воздействии могут дезорганизовать сознание человека.

Третья группа – это ощущения кинестезические (двигательные) и статические ощущения, рецепторы которых находятся в мышцах, связках и вестибулярном аппарате. Ощущения собственных движений и пространственного положения тела.

Заслуживает внимания определение, данное понятию ощущение российским ученым, основоположником детской психологии профессором Дмитрием Исаевым: «Ощущение - это простейший психический процесс, состоящий в отражении отдельных свойств предметов и явлений объективного мира, а также внутренних состояний организма, возникающий в результате непосредственного воздействия на органы чувств».

Что касается ощущения, как определяющей функции психологического типа, то, согласно представлениям профессора Юнга: «Ощущение есть та психологическая функция, которая, посредничая, передает восприятию физическое раздражение. Поэтому ощущение тождественно с восприятием. Ощущение следует строго отличать от чувства, потому что чувство есть совсем другой процесс, который может, например, присоединиться к ощущению в качестве «чувственной окраски», чувственного тона». Ощущение относится не только к внешнему физическому раздражению, но и к внутреннему, т.е. к изменениям во внутренних органических процессах».

 Ощущающий экстраверт.

Твердый, прямой, не всегда гибкий, но очень целеустремленный человек. Упертый трудоголик, работающий всегда и везде и даже на прикроватной тумбочке у него будет лежать диктофон, или, на худой конец – блокнот, чтобы записать мысль, пришедшую ему во сне.

А как иначе? Погруженный в свои ощущения, он вынужден ежеминутно их анализировать, обобщать, сравнивать, делать для себя выводы, чтобы затем полученный опыт максимально эффективно использовать в дальнейшей жизни. Обладание таким мощным инструментарием дает ему несравненные преимущества при руководстве людьми и выстраивании деловой карьеры.

Цели ставит себе глобальные, масштабные. Это не мыслительный экстраверт - тактик, который «дальше своего носа не видит», это стратег, берущийся за масштабные дела и проекты. Понимая, что в одиночку ему не осилить взятую на себя ношу, он мобилизует окружающих его людей. Уговаривает, обучает, обещает, приказывает, заставляет, угрожает, наконец. Делает, одним словом, все, чтобы довести начатое до конца. В этом его сила и слабость.

Будучи погруженным в реализуемый проект может не замечать отдельного человека, с его слабостями, проблемами и недостатками. Оперирует категориями, а не персоналиями. При выполнении задачи вряд ли будет щадить себя и своих сторонников.

К врагам, как личным, так и идейным (в отличие от мыслительного коллеги) сможет проявить снисхождение и даже полное прощение, если они перед ним покаются, повинятся. Ведь он-то всегда знал, что его дело правое и победа будет за ним. Ну, а если не раскаются, то, как говорится, рука не дрогнет...

Вспомните, как Библейский пророк Моисей (вероятнее всего – ощущающий экстраверт) ради цели всей своей жизни – освобождения народа Израиля от Египетского рабства расправился с отступниками: «И он сказал им: так говорит Господь Бог Израилев: возложите каждый свой меч на бедро свое, пройдите по стану от ворот до ворот и обратно, и убивайте каждый брата своего, каждый друга своего, каждый ближнего своего. И сделали сыны Левиины по слову Моисея: и пало в тот день из народа около трех тысяч человек» (Исход 32:27-28).

Вождь – самое верное определение, которое можно дать обладателю данного психотипа. Странное дело, но в психике этого, казалось бы внешне очень цельного человека, есть место застреванию на прошлых обидах, поражениях, потерях, страхах, неудачах, падениях, конфузах, страданиях, переживаниях, которые не оставляют его на протяжении всей жизни.

Эти застывшие эмоции всплывают из бессознательного и бередят душу, то оживая с новой силой, то затухая в любое время, как только ощущающий экстраверт не поглощен всецело каким-либо своим очередным проектом.
Отсюда и выражение его лица: спокойная уверенность с легкой печальной созерцательной грустинкой.

 Да, печаль – это крест, «скелет в шкафу» ощущающего экстраверта, его фон жизни и большая его проблема, если он не найдет способа с ней не то, чтобы бороться (победить ее, а тем паче - избавиться от нее невозможно), а примириться и научиться сосуществовать вместе.

Ощущающий интроверт.

Откуда берутся в нашей жизни экстра одаренные артисты, музыканты, архитекторы, художники, с совершенно непостижимым (обычному человеку взглядом) художники, а кто «двигает» науку, создает новые просто немыслимые доселе теории, дает ответы на  нерешаемые задачи, видит в, казалось бы, банальных вещах, то, что другим не дано?

Кто эти яркие, необычные люди с парадоксальным, нестандартным восприятием, благодаря которым общество может развиваться во всех сферах жизни? Вероятно, что если бы не было этих оригиналов, то цивилизация просто застыла бы на каком-нибудь из своих ранних этапов.

Читатель, очевидно, уже догадался: речь идет об ощущающих интровертах, благодаря которым мир получает импульс для своего дальнейшего развития. Если кратко описать, как это происходит, то ситуация может выглядеть следующим образом: ощущающие интроверты «рождают» идею, ощущающие экстраверты развивают ее и формируют из нее понятную цель, мыслительные экстраверты организуют процесс достижения цели.

Из мыслительных интровертов получаются бухгалтеры и контролеры, из демонстративных чувствующих экстравертов – хорошие актеры и артисты (про выдающихся смотри выше) и прочие публичные люди. А эмпатичных людей – чувствующих интровертов, - будет большинство среди рядовых врачей, социальных работников, священников, профсоюзных деятелей и т.п. Про интуитов поговорим несколько ниже.

Каким же таким даром обладают ощущающие интроверты, что от них зависит  прогресс и развитие цивилизации? Психологи ответили на этот вопрос.
Дело в том, что они воспринимают окружающий мир несколько по-другому, чем все остальные люди. Благодаря свойственной им слабости процесса торможения в центральной нервной системе, их картина мира формируется без выделения в наблюдаемом объекте, явлении, феномене главного и второстепенного, важного и незначительного, как у других людей.

В результате чего, все анализируемые предметы и явления существуют здесь и сейчас равнозначно и одновременно. Вследствие чего, в силу особенностей биохимии коры их головного мозга, ощущающие интроверты как бы находятся в разных измерениях и видит то, что другим видеть не дано.

В этом кроется причина нестандартности мышления и порывов озарения и творческого вдохновения у ощущающих интровертов. Помните притчу о Библейском царе Соломоне, когда к нему пришли две женщины с просьбой рассудить их спор, касающийся ребенка? Суть его в том, что  женщины, жившие в одном доме, практически одновременно родили по мальчику. Когда один из них вскоре умер, женщины начали спорить, кому же принадлежит оставшийся ребенок. Спор возник из-за того, что одна из женщин, у которой умер сын, могла подменить его на живого, выкрав его у своей соседки.

Царь Соломон выслушал обеих и принял решение разрубить ребенка пополам, раз нет возможности определить, кто его настоящая мать, чтобы каждой из них досталась ровно его половина. Когда меч был уже занесен над мальчиком, одна из женщин, повинуясь материнскому инстинкту, бросилась к нему и закрыла его своим телом, вторая же осталась безучастной. Всем присутствующим сразу стало ясно, кто же настоящая мать ребенка. Понятно, ребенок был отдан этой самоотверженной женщине.

Можно с высокой долей уверенности сказать, что в характере мудрого царя Соломона функция интровертного ощущения представлена в полной мере, так как (думается автору) никаким, даже самым изощренным умом, не дойти до такого парадоксального и жестокого решения, а вот «мозаичный» ум ощущающего интроверта без проблем увидит одновременно ситуацию как с точки зрения каждой из матерей, так и формальной справедливости того времени.

Жизнь в отношении каждого из нас может распорядиться по своему усмотрению, то же можно сказать и об ощущающих интровертах: одни из них могут купаться в славе, как великие ученые, творцы и прочие деятели культуры, другие – прозябать на социальных задворках, как непризнанные гении, но тех и других будет объединять осознание собственной исключительности, гениальности и значимости.

Именно подобные мысли являются питательной средой для взращивания гордости во всех ее проявлениях. Ведь гордость не возникает на пустом месте. Пьедесталом для нее всегда будут некие достижения, причем не суть: тайные или явные (хотя бы признанные всем человечеством).

В нашем случае сам факт исключительности ощущающих интровертов, непохожести их на остальных членов общества дает основание предполагать, что семена гордости присутствуют в их душах в изобилии, а вот дадут ли они обильные всходы зависит только от них самих.

Интуитивные психологические типы.

«Интуиция есть та психологическая функция, которая передает субъекту восприятие бессознательным путем. … при интуиции какое-нибудь содержание представляется нам как готовое целое, без того, чтобы мы сначала были в состоянии указать или вскрыть, каким образом это содержание создалось», - определял интуицию профессор Юнг.

Спиноза считал интуицию высшей формой познания. Платон говорил, что интуиция – это интеллектуальное знание, которое приходит, как некое озарение. Наш современник, Нобелевский лауреат профессор А.М.Прохоров прямо заявлял: «Ученый без интуиции – это не ученый».

Как следует из единогласного мнения великих мужей древности и современности, интуиция неразрывно связана с научными открытиями, постижением неизведанного, покорением труднодоступного, исследованием тайного и неоткрытого.

Согласно исследованиям, проведенным Отто Крегером и Джанет Тьюсен, профессорско преподавательский состав вузов США на 70 % состоит из интуитов, а в некоторых университетах их количество доходит до 80 %. Автор полностью солидарен с данной статистикой, так как получил аналогичные данные, проведя тестирование коллег во время работы преподавателем кафедры Современные технологии образования взрослых в одном из институтов Республики Беларусь.

Интуитивный экстраверт.

Если же человеку с выраженной экстравертной интуитивной функцией не пришлось заняться наукой, то, благодаря этой особенности характера, даже в быту, он все равно станет соискателем ранее неиспытанных впечатлений, новых знакомств, покорителем сердец, должностей и званий.

Причем, сами эти достижения для экстравертных интуитов как бы и не имеют большого значения. Получив, добившись, даже с большим трудом искомого, они запросто могут его оставить, переключившись на новые цели и манящие их дали.
Они не останавливаются на достигнутом, они постоянно в поиске. Застывшее, точное, стабильное, рутинное - это не для них. Их стезя – это все движущиеся,  динамичное, непознанное, неизведанное. Перманентно идущие перемены – вот, пульс их жизни, ее движущая сила и смысл.

Евангельская притча о блудном сыне прекрасно иллюстрирует сказанное: «У некоторого человека было два сына. И сказал младший из них отцу: «Отче! Дай мне следующую мне часть имения. И отец разделил им имение. По прошествии немногих дней младший сын, собрав всё, пошёл в дальнюю сторону и там расточил имение своё, живя распутно»
(Лк.15:11-32).

Если интуитивный экстраверт не поймет, что ему жизненно необходимо сублимировать свою неуемную энергию, то сексуальная распущенность (блудная страсть) станет для него первейшей потребностью и неутолимой жаждой и не всегда найдется в жизни добрый человек, как отец в вышесказанной притче, который утешит заблудшего.

А, если кто-нибудь все еще сомневается в неблагоприятных последствиях распутной жизни, то прочтите, что говорится об этом в Библии: «И вот – навстречу к нему женщина, в наряде блудницы, с коварным сердцем, шумливая и необузданная; ноги ее не живут в доме ее: то на улице, то на площадях, и у каждого угла строит она ковы. Да не уклоняется сердце твое на пути ее, не блуждай по стезям ее, потому что многих повергла она ранеными, и много сильных убиты ею: дом ее – пути в преисподнюю, нисходящие во внутренние жилища смерти» (Прит. 7:10-12, 25-27).

Интуитивный интроверт.

Даже профессор Юнг отмечал, что понимание людей с определяющей интровертной установкой сложно из-за их скрытости и погруженности в себя. Тем не менее, на сегодняшний день и в среде практиков и в среде теоретиков накопилось достаточно материала, чтобы с высокой долей вероятности их охарактеризовать.

Вот, что писал сам профессор Юнг  об интровертных интуитах: «Когда интровертная интуиция достигает примата, то её своеобразные черты тоже создают своеобразный тип человека, а именно мистика-мечтателя и провидца, с одной стороны, фантазера и художника — с другой.

Естественно, что углубление интуиции вызывает часто чрезвычайное удаление индивида от осязаемой действительности, так что он становится совершенной загадкой даже для своей ближайшей среды. Если он художник, то его искусство возвещает необыкновенные вещи, вещи не от мира сего, которые переливаются всеми цветами и являются одновременно значительными и банальными, прекрасными и аляповатыми, возвышенными и причудливыми.

 Но если он не художник, то он часто оказывается непризнанным гением, празднозагубленной величиной, чем-то вроде мудрого полуглупца, фигурой для «психологических» романов…Его язык не тот, на котором все говорят; он слишком субъективен. Его аргументам недостаёт убеждающей рациональности. Он может лишь исповедовать или возвещать. Он — глас проповедника в пустыне».

И далее: «В то же время они могут улавливать динамику развития событий, чувствовать «дух времени» и, как следствие, способны прогнозировать исторические процессы. В первобытном обществе они становятся шаманами, посвященными в планы богов, приведений и душ предков и передающими их послания своему племени». 

В наше время интровертные интуиты зачастую становятся адептами теософии Е. Блаватской, так как находят только в этом учении столь милую их сердцам глубину проникновения в тайны мироздания и возможность каждому субъекту ощутить себя частью божественного «Я» Вселенной.

Обладая  выдающимся потенциалом к прогнозированию, диагностике, чутьем ко всему новому, неизведанному, интровертные интуиты остаются неуверенными в себе затворниками, ничего хорошего не ожидающими от жизни.

Так устроена их психика, что они почти всегда ощущают себя несостоятельными, неспособными ни на что  неудачниками. Отсюда – ипохондрия, снижение самооценки, пессимизм. Унылое, депрессивно – печальное состояние, если вовремя не обратить на него внимание,  может привести к более разрушительным последствиям, включая алкогольную и наркотическую зависимость и даже суицид.


С духовной точки зрения описанное выше состояние человека называется унынием – одной из восьми главных страстей. Часто уныние еще называют смертным грехом. Посмотрите, как образно говорится в Библии об этом недуге: «Веселое сердце благотворно, как врачевство, а унылый дух сушит кости» (Притчи 17:22).

Комментариев нет :

Отправить комментарий