Заключение.
«Исследуйте себя внимательно, исследуйте…»
( Софония 2:1)
Как уже обратил
внимание читатель, при описании каждого психологического типа выделялась его
основная черта с высокой предрасположенностью к образованию определенной
страсти.
Можно сказать: с
заложенной в ней семени какой-нибудь страсти, которое может дать обильные
ростки и горькие плоды, а может и не дать, будучи своевременно прополотым.
Полностью избавиться от
этих «сорняков» не получится, а вот содержать «поле своей души» не только
можно, но и нужно. Как, если не для этого и дается нам наша жизнь, чтобы мы
боролись со своими страстями, «сущими во
плоти» по утверждению преподобного Максима Исповедника?
Но, вернемся к теме
нашего исследования.
Так, мыслительному
экстраверту присуща гневливость, у мыслительного интроверта может развиться
страсть сребролюбия. Демонстративному чувствующему экстраверту характерно
тщеславие, заботливый чувствующий интроверт и сам может не заметить, как
обретет пищевую зависимость – чревоугодие.
Ощущающий экстраверт,
застревающий на своих пережитых в прошлом эмоциях, может быть всецело поглощен
печалью, а творческий ощущающий интроверт может впасть в гордыню из-за своей особенности видеть мир не
так, как прочие люди.
Непостоянного, склонного
к переменам в жизни интуитивного экстраверта легко одолеет блудная страсть,
если он не найдет другого применения своей неуемной энергии и, как мы выяснили,
депрессивно - печальному интуитивному интроверту свойственно уныние.
Самое время
подчеркнуть, что наблюдается удивительная схожесть теорий о психологических типах, выявленных и описанных
профессором Карлом Густавом Юнгом и теории о страстях представленной в свое
время преподобным Нилом Сорским.
И в той и в другой
теории и те и другие (психологические типы и страсти) являются индивидуальными
особенностями характеров людей, с которыми они рождаются, живут и умирают.
Напрашивается вывод: если
каждой страсти соответствует
определенный психологический тип, то, возможно, стоит говорить о симбиозе, полезном
взаимном дополнении рассмотренных в настоящей статье теорий о психологических
типах и страстях.
Правда, в психологии
нет ответа на вопрос: почему и когда (на каком этапе эволюции) произошло
разделение психологических типов? Долгое время шли дискуссии о наследственности
передаваемых психологических типов или формировании их в процессе воспитания
человека.
В христианстве, наоборот,
о перворпричине страстей есть безусловная ясность: человек стал страстным (порабощенным
греху) после отпадения его от Бога. Вместе с этим, некоторые разномыслия среди
Отцов Церкви о том, были ли созданы Творцом наши прародители с благодатными
страстями, благодаря которым они познавали Бога и совершенствовались в
божественной любви, или же души Адама и Евы были изначально чисты (бесстрастны)
и омрачились только после преслушания, также имели место.
Если синтезировать
рассматриваемые теории, то имеющиеся в них пробелы нивелируются и обе они, несмотря
на принадлежность к разным областям знаний, несомненно, выигрывают:
взаимодополняют и обогащают друг друга, в результате чего получают практическую
ценность и привлекательность.
Автор отдает себе
отчет, что проверка предложенной гипотезы может вызывать определенные
трудности. Ведь жизнеспособность любой теории подтверждается последующими
опытами, для проведения которых в рамках проверяемой теории должны быть
предложены конкретные инструменты и описан порядок их использования.
Следует признать тот
факт, что на сегодняшний день только теория профессора Юнга может быть с
высокой степенью достоверности подтверждена с использованием тестов Майерс –
Бригс, разработанных в 50-е годы 20-го века его американскими
последовательницами и получивших название
по фамилиям создателей (кстати, матери и дочери).
А вот, что касается
теории преподобного Нила Сорского, автор не знает собранной воедино и признаваемой
широким кругом исследователей методики. Тем не менее, существуют разрозненные
тесты на определение страстей, как на религиозных порталах, так и светских
сайтах.
Остается надеяться, что
этот пробел будет с течением времени заполнен и широкой публике будет
представлен выверенный, признанный христианской общественностью (и не только) набор
инструментов (тестов) для определения господствующих в человеке страстей.
Выражаю надежду, что практическое
применение знаний соответствий психологических
типов страстям, может иметь не только в религиозной практике, но и во многих
светских институтах и направлениях деятельности: управлении персоналом, деловых
переговорах, коммерции, педагогике, воспитании, криминалистике, медицине и т.д.
Проще сказать: везде, где осуществляется межличностная коммуникация.
Кроме этого, подобные
знания могут помочь понять себя не только подвижникам веры, ищущим средства для
избавления от страстей в лоне Церкви, но и невоцерковленным исследователям собственных
глубин бессознательного, а также всем, увлеченным аналитической психологией.
В завершение – цитата от
тех же Ларри Хьелла и Дэниела Зиглера:
«Даже частичное понимание всей сложности
человеческого поведения, приходящему на смену полному незнанию, представляется
весьма похвальной целью».
Автор выражает
признательность всем, кто поддерживал его во время написания
этой статьи.
ЛИТЕРАТУРА:
1. Новы
Запавет Госпада нашага Іісуса Хрыста.
– Мінск: Прыход Свята – Петра – Паўлаўскага сабора: Аыдаветства “Медыял”, 2017.
– 544 с.
2. Библия. Москва: Издательство
«Благовестник», 1999. – 1198 с.
3. Нил Сорский, преподобный. О восьми главных
страстях и о победе над ними. "Православие
и современность. Электронная библиотека. (www.lib.eparhia-saratov.ru).
4. Иоанн Лествичник, преподобный. Лествица. – Москва:
Издательство
Православного братства святого апостола Иоанна Богослова, 2001. – 352 с.
5. Карл
Густав Юнг. Психологические типы. - Минск: Издательство «Харвест», 2017. –
528с.
6. Абрахам
Маслоу. – Санкт – Петербург:
Издательство «Питер», 2019. – 400 с.
7. Шеховцова
Л.Ф., Гришина Е.Н., Легостаева М.В. Преодоление страсти аскетическими и
психологическими методами. – Москва: Издательство Московского подворья
Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 2014. – 351с.
8. Грехи
против Духа Святого. – Москва: Издательство «Отчий дом»,1997. – 81 с.
9. Сокровищница
духовной мудрости. - Козельск: Издательство Московской Духовной Академии и
Введенской Оптиной Пустыни, 2004. – 575 с.
10. Молитослов
на всякую потребу и на всякий день. – Санкт – Петербург: Издательство «Сатисъ»,
- 576 с.
11. Виктор Пономаренко. Практическая
характерология: методика 7 радикалов. – Москва: Издательство «АСТ», 2020. – 224
с.
12. Ожегов С. Ю., Шведова Н. Ю. Толковый словарь
русского языка. – Москва: Издательство «Азбуковник», 1999. – 944 с.
13. Протоиерей Дьяченко Г. Полный церковно –
славянский словарь. – Москва: Издательство «Отчий дом», 2000. – 1120 с.
14. Осипов А. И. Официальный сайт: www.alexey-osipov.ru.
15. Евгений Спирица. Вижу вас насквозь. Как «читать»
людей. – Санкт – Петербург: Издательство «Питер», 2018. – 256 с.
16. Финкл Джейн. Я – интроверт. Тихони начинают и
выигрывают. - Санкт – Петербург:
Издательство «Питер», 2020. – 320 с.
17. Сильвия Лекен. Сила интровертов. Как
использовать свои странностит на пользу делу. – Москва: Издательство «Эксмо»,
2019. – 320 с.
18. Валерий Савельев. Психотипология. Модель
Валерия Савельева. - www.psychotypology.vg-saveliev.ru.
19. Ларри Хьелл, Дэниел Зиглер. Теории личности.
3-е изд. – Санкт – Петербург: Издательство «Питер», 2019. – 608 с.
20. Отто Крегер, Джанет Тьюсен. Почему мы такие?
16 типов личности, определяющих, как мы живем. – Москва: Издательство «Альпина
Паблишер», 2019, - 356.
21. Елена
Самохвалова. Восток и Запад о Вселенной и Человеке. – wwwe.esamohvalova.ru
22. Владимир Стукас. Психологическая типология, которая работает
Юнговские дихотомии (базисные свойства личности). – www.psyfactor.org.
Юнговские дихотомии (базисные свойства личности). – www.psyfactor.org.
23. Ярославский государственный педагогический университет
им. К.Д. Ушинского. Ощущение и восприятие. – www.cito-web.yspu.org/cito/
24. Общественно политический журнал «Планета». – www.planeta.by.
25. Андрей
Дракон. Про жизнь. - www.superjob.ru.
26. Священик
Павел Гумеров. Гордыня. - www.pravoslavie.ru.
27. Тесты:
- на определение психологического типа Майерс
– Бриггс (MBTI): www. happypeople.blog.ru;
- на определение страсти гневливости: www. psi-test.ru;
- на
определение страсти сребролюбия: www.45/02.ru;
- на
определение страсти тщеславия: www.jungland.ru;
- на
определение страсти чревоугодия: www.pndia.ru;
- на
определение страсти печали: www.obrbratsk.ru;
- на
определение страсти гордыни: www.mindmix.ru;
- на
определение блудной страсти: www.psi-test.ru;
- на
определение страсти уныния: www.miloserdie.ru;
-
Миннесотский многоаспектный личностный опросник СМИЛ (MMPI): www. psychol-ok.ru;
- Г. Шмишека и К. Леонгарда (88 вопросов, касающихся различных сторон
личности): www.
psytests.org.ru.
Комментариев нет :
Отправить комментарий