суббота, 6 июня 2020 г.

Психологические типы и страсти (рабочая гипотеза). Заключение.

Заключение.

«Исследуйте себя внимательно, исследуйте…»
                                                                                   ( Софония 2:1)

Как уже обратил внимание читатель, при описании каждого психологического типа выделялась его основная черта с высокой предрасположенностью к образованию определенной страсти.
Можно сказать: с заложенной в ней семени какой-нибудь страсти, которое может дать обильные ростки и горькие плоды, а может и не дать, будучи своевременно прополотым. 

Полностью избавиться от этих «сорняков» не получится, а вот содержать «поле своей души» не только можно, но и нужно. Как, если не для этого и дается нам наша жизнь, чтобы мы боролись со своими страстями, «сущими во плоти» по утверждению преподобного Максима Исповедника?

Но, вернемся к теме нашего исследования.
Так, мыслительному экстраверту присуща гневливость, у мыслительного интроверта может развиться страсть сребролюбия. Демонстративному чувствующему экстраверту характерно тщеславие, заботливый чувствующий интроверт и сам может не заметить, как обретет пищевую зависимость – чревоугодие.

Ощущающий экстраверт, застревающий на своих пережитых в прошлом эмоциях, может быть всецело поглощен печалью, а творческий ощущающий интроверт может впасть в  гордыню из-за своей особенности видеть мир не так, как прочие люди.

Непостоянного, склонного к переменам в жизни интуитивного экстраверта легко одолеет блудная страсть, если он не найдет другого применения своей неуемной энергии и, как мы выяснили, депрессивно - печальному интуитивному интроверту свойственно уныние.

Самое время подчеркнуть, что наблюдается удивительная схожесть теорий о  психологических типах, выявленных и описанных профессором Карлом Густавом Юнгом и теории о страстях представленной в свое время преподобным Нилом Сорским.

И в той и в другой теории и те и другие (психологические типы и страсти) являются индивидуальными особенностями характеров людей, с которыми они рождаются, живут и умирают.

Напрашивается вывод: если  каждой страсти соответствует определенный психологический тип, то, возможно, стоит говорить о симбиозе, полезном взаимном дополнении рассмотренных в настоящей статье теорий о психологических типах и страстях. 

Правда, в психологии нет ответа на вопрос: почему и когда (на каком этапе эволюции) произошло разделение психологических типов? Долгое время шли дискуссии о наследственности передаваемых психологических типов или формировании их в процессе воспитания человека.

В христианстве, наоборот, о перворпричине страстей есть безусловная ясность: человек стал страстным (порабощенным греху) после отпадения его от Бога. Вместе с этим, некоторые разномыслия среди Отцов Церкви о том, были ли созданы Творцом наши прародители с благодатными страстями, благодаря которым они познавали Бога и совершенствовались в божественной любви, или же души Адама и Евы были изначально чисты (бесстрастны) и омрачились только после преслушания, также имели место.

Если синтезировать рассматриваемые теории, то имеющиеся в них пробелы нивелируются и обе они, несмотря на принадлежность к разным областям знаний, несомненно, выигрывают: взаимодополняют и обогащают друг друга, в результате чего получают практическую ценность и привлекательность.

Автор отдает себе отчет, что проверка предложенной гипотезы может вызывать определенные трудности. Ведь жизнеспособность любой теории подтверждается последующими опытами, для проведения которых в рамках проверяемой теории должны быть предложены конкретные инструменты и описан порядок их использования.

Следует признать тот факт, что на сегодняшний день только теория профессора Юнга может быть с высокой степенью достоверности подтверждена с использованием тестов Майерс – Бригс, разработанных в 50-е годы 20-го века его американскими последовательницами и  получивших название по фамилиям создателей (кстати, матери и дочери).

А вот, что касается теории преподобного Нила Сорского, автор не знает собранной воедино и признаваемой широким кругом исследователей методики. Тем не менее, существуют разрозненные тесты на определение страстей, как на религиозных порталах, так и светских сайтах.

Остается надеяться, что этот пробел будет с течением времени заполнен и широкой публике будет представлен выверенный, признанный христианской общественностью (и не только) набор инструментов (тестов) для определения господствующих в человеке страстей.

Выражаю надежду, что практическое применение знаний соответствий  психологических типов страстям, может иметь не только в религиозной практике, но и во многих светских институтах и направлениях деятельности: управлении персоналом, деловых переговорах, коммерции, педагогике, воспитании, криминалистике, медицине и т.д. Проще сказать: везде, где осуществляется межличностная коммуникация.

Кроме этого, подобные знания могут помочь понять себя не только подвижникам веры, ищущим средства для избавления от страстей в лоне Церкви, но и невоцерковленным исследователям собственных глубин бессознательного, а также всем, увлеченным аналитической психологией.

В завершение – цитата от тех же  Ларри Хьелла и Дэниела Зиглера:

«Даже частичное понимание всей сложности человеческого поведения, приходящему на смену полному незнанию, представляется весьма похвальной целью».

Автор выражает признательность  всем, кто поддерживал его во время написания этой статьи.

ЛИТЕРАТУРА:

1.     Новы Запавет Госпада нашага Іісуса Хрыста. – Мінск: Прыход Свята – Петра – Паўлаўскага сабора: Аыдаветства “Медыял”, 2017. – 544 с.
2.     Библия. Москва: Издательство «Благовестник», 1999. – 1198 с.
3.     Нил Сорский, преподобный. О восьми главных страстях и о победе над ними. "Православие и современность. Электронная библиотека. (www.lib.eparhia-saratov.ru).
4.     Иоанн Лествичник, преподобный. Лествица. – Москва: Издательство Православного братства святого апостола Иоанна Богослова, 2001. – 352 с.
5.     Карл Густав Юнг. Психологические типы. - Минск: Издательство «Харвест», 2017. – 528с.
6.     Абрахам Маслоу.  – Санкт – Петербург: Издательство «Питер», 2019. – 400 с.
7.     Шеховцова Л.Ф., Гришина Е.Н., Легостаева М.В. Преодоление страсти аскетическими и психологическими методами. – Москва: Издательство Московского подворья Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 2014. – 351с.
8.     Грехи против Духа Святого. – Москва: Издательство  «Отчий дом»,1997. – 81 с.
9.     Сокровищница духовной мудрости. - Козельск: Издательство Московской Духовной Академии и Введенской Оптиной Пустыни, 2004. – 575 с.
10.  Молитослов на всякую потребу и на всякий день. – Санкт – Петербург: Издательство «Сатисъ», - 576 с.
11.   Виктор Пономаренко. Практическая характерология: методика 7 радикалов. – Москва: Издательство «АСТ», 2020. – 224 с.
12.   Ожегов С. Ю., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. – Москва: Издательство «Азбуковник», 1999. – 944 с.
13.   Протоиерей Дьяченко Г. Полный церковно – славянский словарь. – Москва: Издательство  «Отчий дом», 2000. – 1120 с.
14.   Осипов А. И. Официальный сайт: www.alexey-osipov.ru.
15.   Евгений Спирица. Вижу вас насквозь. Как «читать» людей. – Санкт – Петербург: Издательство «Питер», 2018. – 256 с.
16.   Финкл Джейн. Я – интроверт. Тихони начинают и выигрывают.  - Санкт – Петербург: Издательство «Питер», 2020. – 320 с.
17.   Сильвия Лекен. Сила интровертов. Как использовать свои странностит на пользу делу. – Москва: Издательство «Эксмо», 2019. – 320 с.
18.   Валерий Савельев. Психотипология. Модель Валерия Савельева. -  www.psychotypology.vg-saveliev.ru.
19.   Ларри Хьелл, Дэниел Зиглер. Теории личности. 3-е изд. – Санкт – Петербург: Издательство «Питер», 2019. – 608 с.
20.   Отто Крегер, Джанет Тьюсен. Почему мы такие? 16 типов личности, определяющих, как мы живем. – Москва: Издательство «Альпина Паблишер», 2019, - 356.
21.   Елена  Самохвалова. Восток и Запад о Вселенной и Человеке. – wwwe.esamohvalova.ru
22.   Владимир Стукас. Психологическая типология, которая работает
 Юнговские дихотомии (базисные свойства личности). –
www.psyfactor.org.
23.   Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д. Ушинского. Ощущение и восприятие. – www.cito-web.yspu.org/cito/
24.   Общественно политический журнал «Планета». – www.planeta.by.
25.   Андрей Дракон. Про жизнь. -  www.superjob.ru.
26.   Священик Павел Гумеров. Гордыня. - www.pravoslavie.ru.
27.   Тесты:
 - на определение психологического типа Майерс – Бриггс  (MBTI): www. happypeople.blog.ru;
 - на определение страсти гневливости: www. psi-test.ru;
     - на определение страсти сребролюбия: www.45/02.ru;
     - на определение страсти тщеславия: www.jungland.ru;
     - на определение страсти чревоугодия: www.pndia.ru;
     - на определение страсти печали: www.obrbratsk.ru;
     - на определение страсти гордыни: www.mindmix.ru;
     - на определение блудной страсти: www.psi-test.ru;
     - на определение страсти уныния: www.miloserdie.ru;
     - Миннесотский многоаспектный личностный опросник СМИЛ (MMPI):   www. psychol-ok.ru;
     - Г. Шмишека и К. Леонгарда (88 вопросов, касающихся различных сторон личности): www. psytests.org.ru.


Комментариев нет :

Отправить комментарий