суббота, 6 июня 2020 г.

Психологические типы и страсти (рабочая гипотеза). (Версия для печати).


В настоящей статье предпринята попытка установить взаимосвязь устойчивых индивидуальных особенностей характеров людей (психологических типов) с   главными восьмью греховными страстями
или совместить элементы аналитической (глубинной) психологии Карла Густава Юнга (1875 - 1961) и его учеников и последователей с антропологией как раннехристианских подвижников Церкви, так и ее адептов более поздних веков.

«Качество жизни в будущем и само существование человеческой цивилизации будут зависеть от того, насколько мы продвинемся в понимании себя и других» (Ларри Хьелл, Даниел Зиглер).

Вступление.

К большому сожалению, современный читатель, пытающийся разобраться, что происходит в его душе, в истоках побудительных мотивов его поступков и мыслей, как правило, далеко отстоит как от высокой духовности и святой жизни отцов Церкви, так и от научных изысканий современных профессоров философии и психологии.

Причина банальна: мозг нашего современника перегружен избыточной, бесполезной, в большинстве своем даже вредной, разрушающей информацией. Социально оправданное поведение предполагает зарабатывание денег, их потребление, демонстрацию своего «высокого» статуса и возможностей – внешнего, экстравертного поведения.

Чтобы идти против течения и вырваться из этого круга социальных обязанностей требуются немалые  личностные, материальные и прочие ресурсы. Главными из которых будут: наличие свободного времени и произволения использовать его в целях самоактуализации.

Тем более, что в современном секулярном мире никому нет дела до души человека, его внутренних устремлений и поисков. Чтобы слыть «высоконравственным» человеком достаточно соблюдать принятые в обществе этические стандарты и нормы поведения.

Люди с выраженной интровертной установкой и склонностью к самоактуализации вынуждены следовать общей тенденции, если не хотят быть «белыми воронами» и подвергаться обструкции и насмешкам.

Вот и не спешит среднестатистический человек к самопознанию, не находит времени, не осознает, что все тленно и преходяще, только душа вечна и позаботиться о ее спасении – главная цель и смысл жизни. Быть, как все, быть конформным и устроиться в жизни с максимальным комфортом – вот основная парадигма большинства наших современников.

Так и проживает большинство из нас, не понимая, зачем приходили в этот мир, с какой целью, а в конце жизни сетуют, что ничего хорошего и не видели. А как можно увидеть это хорошее, если смотреть в другую сторону, да еще и с закрытыми глазами?

В предложенной работе автор не берет на себя дерзновение провести мост между догматическим богословием и глубинной психологией,  великими подвижниками Церкви и профессорами аналитической психологии и дать стройную систему ведения борьбы со своими страстями, основывающуюся на данных науки и христианской аскетики.

Свою задачу автор будет считать выполненной, если обратит внимание читателя на очевидную связь бушующих в нас страстей с индивидуальными особенностями наших характеров. Только, исходя из этих побуждений и намерений, предлагается настоящая рабочая гипотеза о синтезе психологических типов и страстей.

Стоит добавить несколько слов о том, что интегрирование различных теорий является общепринятым способом исследования различных феноменов. То, что синтезу подверглись теории на первый взгляд из совершенно разных областей знаний: религии и науки, не должно смущать просвещенного читателя.

Времена воинствующего атеизма безвозвратно канули в лету и сегодня наука и религия идут рука об руку, дополняя и объясняя феномены,  которые не могут объяснить поодиночке. Во всяком случае, хочется в это верить.

Для удобства читателя ниже предлагается краткое описание некоторых терминов, используемых в настоящей работе.

Беззаконие – дело, противное закону Божию.
Бессознательное  — совокупность психических процессов и явлений, в отношении которых отсутствует контроль сознания.
Грех – болезнь души.
Идея фикс – неожиданная мысль, всецело захватившая, увлекшая человека.
Интровертная установка – функциональное состояние, при котором психическая энергия человека направлена внутрь.
Ипохондрия - необоснованное беспокойство человека о своем здоровье, которое сопровождается навязчивыми мыслями о наличии у него тяжелой или неизлечимой болезни.
Иррациональные психологические типы  - типы, в основе которых лежит восприятие: ощущающий и интуитивный.
Конформный – приспосабливающийся к обстоятельствам, прислушивающийся к мнениям окружающих; такой, как все, ничем не выделяющийся.
Корреляционный метод исследования – метод, при котором устанавливаются взаимосвязи между событиями.
Отцы Церкви – христианские подвижники благочестия, творения которых соборно признаны боговдохновенными.
Парадигмы – личностные установки, формирующие картину мира человека.
Порок – укоренившийся грех, привычка к греху.
Психологический тип – устойчивая индивидуальная особенность характера.
Психотипология - система индивидуальных установок и поведенческих стереотипов, образованная с целью объяснения разницы между людьми.
Рабочая гипотеза – научное предположение, требующее дальнейших исследований и доказательств с целью создания надежной теории.
Рациональные психологические типы – типы, в основе которых лежит оценочное суждение: мыслительный и чувствующий.
Самоактуализация – стремление человека к наиболее полному выявлению и развитию своих личностных возможностей.
Симбиоз теорий – обогащение теорий за счет взаимного заимствования недостающих элементов и положений.
Синтез теорий – процесс соединения или объединения ранее разрозненных теорий в единое целое.
Страсть – порабощение греху, крайнее увлечение, пристрастие к чему-нибудь; сильное желание чего-либо запрещенного; бедность, жалкое состояние; страдание, бедствие.
Сублимация – защитный механизм психики, представляющий собой снятие внутреннего напряжения с помощью перенаправления энергии на достижение социально приемлемых целей: спорт, науку, творчество и т.п.
Теософия  Е. Блаватской - религиозно-мистическое учение о единении человеческой души с Первопричиной, стремящееся объединить различные вероисповедания через тождественность эзотерического смысла всех религиозных символов.
Тип – категория, с помощью которой оцениваются люди, имеющие определенные общие характеристики.
Феномен – наблюдаемое явление или событие.
Эго – комплекс идей, представлений, составляющих центр поля сознания человека, которое осознается, как «Я» и находится в контакте с окружающим миром посредством его оценки и восприятия.
Экстравертная установка - функциональное состояние, при котором психическая энергия человека направлена наружу.

Грехи и беззакония.

«Всяк  творяй грех, и беззаконие творит: и грех есть беззаконие»
                                                                                                       (1Ин. 3:4).

Можно предположить, что наиболее часто добропорядочный мирянин встречается со словами грех и беззаконие в молитвах, собранных в «Молитослове на всякую потребу и на всякий день», причем, иногда эти слова собраны вместе, иногда употребляются раздельно.

Так, у псалмопевца Давида в покаянном псалме 50 читаем: «Наипаче омый мя от беззакония моего, и от греха моего очисти мя» и далее: «Отврати лице Твое от грех моих и вся беззакония моя очисти»,  а в молитве ко Пресвятой Троице, в том же молитослове, речь идет только о беззакониях: «… ниже погубил мя еси со беззаконьми моими...».

В молитве 8-й, ко Господу нашему Иисусу Христу: «Сподоби мя, Господи, ныне возлюбити Тя, якоже возлюбих иногда той самый грех», - здесь упоминается только грех. В обращении к Пресвятой Троице происходит разделение данных понятий по ипостасям Святой Тролицы: «Господи, очисти грехи наша; Владыко, прости беззакония наша…».

Беззаконие.

Если совершить исторический экскурс, то увидим, что понятие «беззаконие» имеет свое начало с нарушения так называемых законов Моисеевых, включающих в себя как широко известные десять заповедей, так и другие религиозно – нравственные запрещения и постановления, касающиеся всех сфер жизни человека: от отношений его с Богом, до семейных, общинных и межплеменных. Данные законы были получены Моисеем непосредственно от Господа и записаны им во Второй книге Моисеевой Исход.

С умалением Ветхого Завета и наступлением евангельской эпохи, многие запрещения и постановления выполнили свое предназначение и потеряли свою актуальность и значимость как законодательные акты. Тем не менее, понятие «беззаконие» получило новый смысл и новую жизнь, но уже в свете Нового Завета, предложенного Иисусом Христом  израильтянам, а затем и проповеданного апостолами всему остальному миру.

Безусловно, сегодня мы можем говорить о беззаконии, или нарушении законов Божиих, если речь будет идти как о нарушении десяти Моисеевых заповедей, в значительной степени регламентирующих внешнюю жизнь человека, так и неисполнении  Христовых заповедей, относящихся в большей части к внутреннему устроению человека.

В рамках настоящей работы автор не предполагает рассмотрение всех возможных мотивов совершения беззаконий, относящихся как к внешним обстоятельствам, так и внутренним  произволениям. Но, считает возможным отметить, что одним из таких сознательных произволений совершения дел, противных закону Божию, может быть укоренившийся в человеческой природе грех, или болезнь души, как его охарактеризовали Отцы Церкви на VI Вселенском Соборе.

Тут же возникают вопросы: какова причинно  следственная связь между беззаконием и грехом, чем отличаются беззаконие от греха, возможно ли такое, что беззаконие – это личное и сознательное произволение, а грех – это устойчивая особенность характера, полученная по наследству?

Попробуем разобраться.

Грех.

Чтобы понять природу греха, получить представление об его этимологии,  уместно будет упомянуть о так называемом первородном грехе, родовом повреждении и личном повреждении.

Начнем с первородного Адамова греха, который выразился в произвольном отпадении его от Бога, в результате которого человек стал страстным, тленным и смертным. Христианский богословский термин  «Первородный (прародительский) грех» впервые введен в обиход Аврелием (Блаженным) Августином  (354 – 430) в 396 году в трактате "О различных вопросах к Симплициану" и к настоящему времени повсеместно принят христианством.

Данный факт (наличие страстности, тленности и смертности) совершенно не нуждается в каких-либо подтверждениях и разъяснениях: сомневающимся достаточно  увидеть кладбище (смертность), посетить больницу (тленность), почитать уголовные и светские хроники (страстность), а еще лучше – обратить внимание на себя, свои чувства и мысли, телесные недуги, подумать о предстоящей и неминуемой смерти…

Единственно, что требуется отметить, так это неоспоримый факт передачи последующим поколениям всех этих повреждений. Можно говорить, что страстность, тленность и смертность стали нашими неразлучными спутниками и передаются из рода в род. «Се бо, в беззакониях зачат есмь, и во гресех  роди мя мати моя», - вопиет об этом псалмопевец Давид в уже цитируемом ранее 50 псалме.

«Родовое повреждение («грех») – это наследственное искажение духовных, душевных и телесных свойств человека, обусловленное греховной жизнью родителей и предков преимущественно в первых трех-четырех поколениях. Эта поврежденность проявляет себя в различных греховных влечениях, дурных наклонностях и страстях, передающихся по наследству», - утверждает профессор Московской духовной Академии Алексей Осипов. 

Каждый человек, обладая свободной волей, в течение всей своей жизни может, как украшаться добродетелями, так и утопать в грехах. Личный греховный навык (личное повреждение), становясь пороком, а затем и страстью может передаваться последующим поколениям, привнося к полученному по наследству родовому повреждению новые греховные семена.

Каждый может привести примеры из жизни, когда в семье пьяниц дети перенимают эту страсть и в последствии становятся алкоголиками, тоже - про гневливых, тщеславных и прочая.

Резюмируем: беззаконие – это нарушение писаных и неписаных правил, заповедей, законов, ведущее свою историю с ветхозаветных времен.  В новейшей истории это понятие  продолжает использоваться,  как дань традиции, так как христиане не отвергают десять заповедей Моисея, но во главу угла полагают евангельские заповеди, что означает расширительное толкование понятия «беззаконие», по сравнению с его первоначальным, можно сказать: сугубо «юридическим» смыслом.

Теперь, под «беззаконием» стоит понимать не только внешние, видимые и на деле совершенные проступки, нарушающие законы и заповеди, но и внутреннее, душевное устроение человека, идущее вразрез с идеалами христианской любви и жертвенности.

Можно говорить о беззаконном поведении вследствие греховного (болезненного) душевного устроения. Опять же, укоренившееся  привычка к беззаконным поступкам, может послужить к возбуждению в душе человека греховных язв, их закрепления, распространения и постепенным овладеванием (порабощением) души человека, как это делают раковые метастазы с телом, если их вовремя не лечить.

В дальнейшем, сформированный греховный навык (личное греховное повреждение) может быть передан потомкам или в качестве выраженной, видимой, осознаваемой индивидуальной особенности характера человека, или в виде вытесненной в подсознание, затаенной, сжатой как пружина, страсти, готовой в любой момент вырваться наружу.


Восемь главных страстей.

«Страстью называет такую склонность и такое действие, которые, долгое время гнездясь в душе, посредством привычки, обращаются как бы в естество ее» (Преподобный Нил Сорский).

Преподобный Нил Сорский (1433 - 1508) – основоположник скитского жительства на Руси, тончайший знаток человеческой души, пример нестяжания, благочестия и высокой духовной жизни в своем душеполезном наставлении  «О восьми главных страстях и о победе над ними» в строгом соответствии с боговдохновенными трудами наставников и Учителей Церкви дает описание восьми главных страстей, обуреваемых людьми и предлагает способы и приемы, с помощью которых можно противостоять им.

Сами страсти следующие: гнев, сребролюбие, тщеславие, чревоугодие, печаль, гордыня, блуд, уныние.

В православной антропологии принято разделять их на плотские: чревоугодие, сребролюбие, блуд; душевные: гнев, печаль, уныние и духовные: тщеславие и горддыню.

Как считают святые отцы, подобное разделение подсказывает новоначальным подвижникам, что с плотскими страстями им подлежит вести брань в первую очередь. По мере возрастания в духовном подвиге и получения устойчивых навыков борьбы с ними стоит обратить большее внимание на свое душевное устроение и, удерживая плотские страсти в узде, начать исправлять свои душевные пороки. К борьбе с духовными страстями, как  наиболее опасными, следует приступать, получив должный опыт побед и поражений в предыдущих сражениях с более явным, хотя и не мене коварным противником: плотскими и душевными страстями.

Не даром, преподобный отец авва Иоанн (579 – 649), игумен Синайской горы, святой подвижник конца 6, начала 7 веков «всем, поспешающим написать имена свои в книге жизни» в своей скрижали духовной «Лествица», состоящей из 30 слов – глав, слова «О многообразном тщеславии» и «О безумной гордости» разместил практически в самом конце книги, после слов о других страстях и духовных практик.

Отцы Церкви о грехах.

В том, что среди преподобных и богоносных Отцов Церкви по отдельным богословским вопросам существуют разногласия и разномыслия, нет ничего удивительного и предосудительного, истинен только Бог. Недаром апостол Павел писал в своем 1-м послание Коринфянам: «Ибо надлежит быть и разномыслиям между вами, дабы открылись между вами искусные» (1Кор 11:19).

Также существует в христианском мире утверждение, что каждому Бог открывается в меру его совершенства: «Иная слава солнца, иная слава луны, иная звезд; и звезда от звезды разнится в славе» (1Кор 15:41).  В подтверждение сказанному, предлагается небольшая подборка высказываний Отцов и Учителей Церкви о грехах и страстях.

 «В соделаных нами грехах не будем винить ни рождения нашего, ни другого кого, а только себя самих, ибо если душа самоохотно предается разленению, то не может быть не побеждаемою» (прп. Антоний Великий (251 – 356));

«Хотя природе человеческой невозможно не грешить… однако же возможно, согрешив по опрометчивости или по увлечению от злокозненного, тотчас измениться, покаяться и не собирать зла ко злу» (свт. Василий Великий (330 – 379));

«Не в самом устройстве нашем заключен был грех, но привзошел впоследствии» (свт. Василий Великий (330 – 379));

«Грех никогда не существует (сам по себе) и не мыслится как особая сущность…» (свт. Василий Великий (330 – 379));

«Дни спешат к окончанию своему, а грехи около меня, как камни преткновения. Уровняй для меня путь Твой, Господи, чтобы мог я идти по оному» (прп. Ефрем Сирин (306 – 373));

«Грех есть отчуждение от Бога» (свт. Григорий Богослов (329 – 390));
«Ни один член души и тела не свободен и не может не страдать от живущего в нас греха» (прп. Макарий Египетский (300 – 390));

«Бороться… (со грехом), противиться, наносить и принимать язвы – в твоих это силах; а искоренить – Божие дело» (прп. Макарий Египетский (300 – 390));

«Адам, преступив заповедь Божию и послушав лукавого змия, продал и уступил себя в собственность диаволу, и в душу – эту прекрасную тварь, (которую уготовал Бог по образу Своему), - облегся лукавый» (прп. Макарий Египетский (300 – 390));

«Грех не есть существенное свойство нашей природы, но уклонение от нее» (свт. Григорий Нисский (335 – 391));

«Начало греха лежит не в природе, но в душевном расположении и в свободной воле» (свт. Иоанн Златоуст (349 – 407));

«Грех есть не иное что, как только действие против воли Божией…» (свт. Иоанн Златоуст (349 – 407));

«…Кто осмелится считать себя без греха, тот виновен будет в пороке хулы и гордости, если будет присвоять себе равенство в том, что свойственно только одному Иисусу Христу» (прп. Авва Феона (?));

«…Иное суть страсти, и иное грехи. Страсти суть: гнев, тщеславие, сластолюбие, ненависть, злая похоть и тому подобное. Грехи же суть самые действия страстей, когда кто приводит их в исполнение на деле, т.е. совершает телом те дела, к которым побуждают его страсти, ибо можно иметь страсти, но не действовать по ним» (прп. авва Дорофей (V1 век));

«Болезнь души есть злая склонность; смерть же ее есть грех, делом совершенный» (авва Фалассий (?));

«Никто, согрешая, не может представлять в извинение греха немощь плоти. …Божество Слова, будучи всегда по благодати соприсуще верующим в Него, заглушает закон греха сущий во плоти» (прп. Максим Исповедник (580 – 662));

«Бог не создал человека грешным, а чистым и святым. Но когда первозданный Адам потерял сию одежду святости, не от другого какого греха, а от одной гордости, и сделался тленным и смертным, то и все люди, происходящие от семени Адамова, бывают причастны прародительского греха, от самого зачатия и рождения своего» (прп. Симеон Новый Богослов (942 – 1022));

«Грех и состояние падения так усвоились нам, так слились с существованием нашим, что отречение от них сделалось отречением от себя, погублением души своей» (свт. Игнатий Брянчанинов (1807 – 1867));

«Даже праведники, угодники Божии имели в себе грех и, хотя с помощью Божией боролись с ним, смиренно признавали себя грешниками. Таким образом, все без исключения люди – грешны, заражены грехом. Грех есть духовная проказа, болезнь и язва, поразившая всю природу человека и душу и тело его» (мтрп. Филарет (Вознесенский (1903 – 1985)).

Проницательный читатель заметит, что у цитируемых выше Отцов и Учителей Церкви обнаруживается разный взгляд на природу греха, его этимологию.

Из принципиальных различий можно выявить следующие: грех стал природной сущностью человека после его отпадения от Бога: «Ни один член души и тела не свободен и не может не страдать от живущего в нас греха» (прп. Макарий Египетский), и грех – это личное произволение, не свойственное его человеческой природе: «Грех не есть существенное свойство нашей природы, но уклонение от нее» (свт. Григорий Нисский).

В чем нет разногласий, так это в определении непосредственного болезненного и разрушительного воздействия греха на душу человека: «Ни один член души и тела не свободен и не может не страдать от живущего в нас греха» (прп. Макарий Египетский).

Здесь уместно будет уточнить, что существуют отдельные мнения Отцов (преп. Максим Исповедник) о том, что страсти были у человека и до отпадения его от Бога, только они были позитивными, не имели греховной окраски и только  после изгнания Адама из рая приняли негативный, греховный характер.

Что касается отношений греха и страсти, то, по мнению большинства Отцов, грех является первичным, по отношению к страсти: «Грех есть духовная проказа, болезнь и язва, поразившая всю природу человека и душу и тело его» (мтрп. Филарет (Вознесенский).

Отдельно стоит выделить позицию преподобного аввы Дорофея, в концепции которого страсть является источником греха, как семя (страсть) и плод (грех): «…Иное суть страсти, и иное грехи. Страсти суть: гнев, тщеславие, сластолюбие, ненависть, злая похоть и тому подобное. Грехи же суть самые действия страстей, когда кто приводит их в исполнение на деле, т.е. совершает телом те дела, к которым побуждают его страсти, ибо можно иметь страсти, но не действовать по ним».

Как видим, разномыслия Отцов не являются радикально противоречивыми, а, скорее, дополняющими друг друга и дающими читателю ощутить, увидеть, прочувствовать, осмыслить весь спектр мнений и позиций подвижников благочестия, оставившим потомкам свои сочинения по поводу грехов и страстей.

В рамках настоящей работы автор в большей степени принимает позицию тех Отцов, которые признают природный характер страстей, полученный человеком после отпадением прародителей Адама и Евы от божественной благодати. Преподобный Макарий Египетский очень образно (нравственно – назидательно) описал случившееся: «Адам, преступив заповедь Божию и послушав лукавого змия, продал и уступил себя в собственность диаволу, и в душу – эту прекрасную тварь, (которую уготовал Бог по образу Своему), - облегся лукавый».

Остается выяснить: весь ли набор страстей сразу получает человек по наследству в равной степени, или  каждый при рождении наделяется главной страстью, а остальные семь являются второстепенными, менее выраженными. Для ответа на этот вопрос самое время обратиться к светской науке - аналитической психологии, и ее создателю швейцарскому ученому Карлу Густаву Юнгу и его последователям.

Психологические типы.

«Наша наука – это капля, наше неведение – море»
(Уильям Джеймс).

Выдающийся ученый прошлого века профессор Карл Густав Юнг (1875 – 1961) – психолог, психотерапевт, ученик Зигмунда Фрейда (1856 – 1939) в рамках созданной им науки аналитической психологии выявил и описал 4 психологических типа, присущих человечеству: мыслительный, чувствующий, ощущающий и интуитивный.

Согласно его теории, все без исключения население земного шара можно разделить на носителей экстравертной и интровертной психологических установок, в результате чего количество психологических типов увеличивается до 8.

Кроме этого, профессор Юнг установил, что из-за различий в оценке и восприятии фактов и обстоятельств, одни типы (вне зависимости от психологической установки) следует называть рациональными (мыслительный и чувствующий), другие – иррациональными (ощущающий и интуитивный).

Всего возможных вариантов психологических типов, учитывая 2 полушария головного мозга человека, может быть 16. Здесь следует уточнить следующее: у каждого человека одно полушарие является ведущим, другое – ведомым, однако бывают случаи, когда доминирующее полушарие трудно установить без проведения специальных исследований. Людей, у которых психологические установки уравновешены, принято называть амбивертами.

Данное уточнение не влияет на количество возможных вариантов психологических типов. Напомню, что всего их может быть 16. Его следует учитывать в практической работе и при проведении научных исследований.

Исходя из данного посыла, у человека можно одновременно наблюдать действие  двух пар психологических типов, причем, одна пара будет  (условно говоря) ведущей, другая (вытесненная в подсознание) – ведомой. Среди пар также один тип будет доминирующим, другой – подчиненным.

Например:  мыслительный экстраверт – интуитивный интроверт – это ведущая пара, ведомой (вытесненной в подсознание), соответственно, будет ощущающий экстраверт – чувствующий интроверт. Стоит подчеркнуть, что у большинства людей определяющим, ярко выраженным, ведущим, акцентуированным будет один тип. Как правило, он и будет определяющим в характере человека.

Таким образом, индивидуальную особенность характера человека одновременно (с разной силой воздействия) формируют все четыре психологических типа, описанных профессором Юнгом: мыслительный и чувствующий – рациональные типы, ощущающий и интуитивный – иррациональные типы, но, напомню, один из них (как правило) будет доминирующим.

До того, как перейти непосредственно к описанию психологических типов, автор считает уместным уточнить, что целью его исследования является попытка синтезировать рассмотренную выше теорию преподобного Нила Сорского о восьми страстях с теорией профессора Юнга  о восьми (с учетом интроверсии и экстраверсии) психологических типах, о которой далее и пойдет речь.

 По этой причине, при описании психологических типов, из всего многообразия их характеристик, внимание будет фокусироваться на те, которые близки по своему проявлению к страстным движениям души, аналогичны им.

О том, насколько жизнеспособным получился этот синтез теорий, позволяет ли настоящая гипотеза помочь человеку хоть в какой – либо степени понять свое поведение и мотивы поступков окружающих его людей, автор предлагает проверить экспертам, используя, например, корреляционный метод. Проницательные читатели смогут дать оценку гипотезе, исходя из личного, неформального наблюдения.

Рациональные типы.

К рациональным психологическим типам профессор Юнг относил людей с преобладающей оценочной характеристикой суждения окружающих их фактов, событий, явлений. По мнению ученого, именно мыслительный и чувствующий психологические типы принадлежат к данной категории.

Толковый словарь русского языка определяет слово «рациональный», как относящийся к разуму, разумно обоснованный, целесообразный. И если к мыслительному психологическому типу данное определение подходит, как нельзя лучше, то, возникает вопрос:  как тогда можно относить чувствующий тип к категории рациональных?

Вот, как на него ответил сам профессор Юнг: «Мышление и чувство являются функциями рациональными, поскольку решающеее влияние на них оказывает момент размышления, рефлексии. Эти функции наиболее полно осуществляют свое назначение при относительно совершенном согласовании с законами разума».
Мыслительный психологический тип.

Человеку, в основе характера которого заложен мыслительный психологический тип, свойственно (как это и следует из названия) логическое, рациональное, умозрительное суждение. Базовая стратегия – тактическое планирование.

Профессор Юнг утверждал, что люди, обладающие мыслительным психологическим типом, способны направлять свое поведение путем рассуждений.

Детализация, скурпулезное исследование, точный подсчет, беспристрастность, расчетливость, неукоснительное, неотступное следование избранному курсу, сухость в отношениях, бескомпромиссность,  непреклонность,  гневливость (у экстравертов), замкнутость, страх, отчужденность (у интровертов) – эти и подобные им черты могут быть присущи людям, имеющим в основе характеров мыслительные психологические типы.

Мыслительный экстраверт.

Психологи установили, что в коре головного мозга мыслительного экстраверта из-за большого потока информации накапливается и застаивается возбуждение, перерастающее в раздражение, гнев, агрессию. Отличительной чертой его характера становится нападение и разрушение преград и препятствий, мешающих осуществлению его планов и идей.
Подтверждение сказанному можно увидеть в Библейской истории о Самсоне, который, одержимый праведным (с его точки зрения) гневом, со своими врагами не церемонился: «Теперь я буду прав пред Филистимлянами, если сделаю им зло. И пошёл Самсон, и поймал триста лисиц, и взял факелы, и связал хвост с хвостом, и привязал по факелу между двумя хвостами; и зажёг факелы, и пустил их на жатву Филистимскую, и выжег и копны и нежатый хлеб, и виноградные сады и масличные… Хотя вы сделали это, но я отмщу вам самим и тогда только успокоюсь…И перебил он им голени и бёдра, и пошёл и засел в ущелье скалы Етама (Книга Судей Израилевых15:1-8).  

Обладатели данного психологического типа склонны к доминированию и авторитаризму. Им нужна власть, управленческие функции, возможность решать судьбы людей, зачастую, по их усмотрению и прихоти.

Это очень деятельный, волевой и властный человек, решающий вопросы по мере их поступления. К сожалению, он, как правило, не видит далеких перспектив, не способен их увидеть. Это тактик, а не стратег. Он хорошо понимает те задачи, которые стоят перед ним здесь и сейчас. На их решение он способен мобилизовать все свои силы,  привлечь и организовать окружающих.

Тех, кто не разделяет его устремлений, не является сторонником его «идеи фикс», незамедлительно записывает в свои личные враги  со всеми вытекающими последствиями. Кто не с ним – тот против него.

Вместе с этим, если «держать их в узде», не давать им проявлять свои негативные, зачастую диктаторские черты характера, то их высокие организационные способности смогут принести пользу, как отдельным людям, так и обществу в целом.

Недаром, по наблюдениям психологов, у большинства руководителей всех рангов и мастей, включая и религиозные организации, мыслительная экстраверсия является ведущей функцией.

Мыслительный интроверт.

Для интроверта, с преобладающей мыслительной функцией все новое, неизвестное, непроверенное, им неисследованное вызывает страх. По этой причине он стремиться избежать, спрятаться, уклониться от опасности (мнимой или реальной не имеет значения). Не высовываться, притвориться мертвым, слабым, убогим – его жизненное кредо.

Тревожно – мнительное состояние его души определяет его образ жизни, выбор профессии. хобби и т.п. Хорошо все то, что несет в себе защиту, безопасность стабильность и неизменность. Отсюда – усидчивость, постоянство, следование традициям, рационализм, консерватизм.

Страх потерять влечет к экономии, накопительству, скупости иногда к  ростовщичеству (во многих случаях без процентов). Последнее, казалось бы, несколько противоречит базовым принципам классического ростовщика, но оно дает мнимое признание в обществе, иллюзорную принадлежность к классу состоятельных людей, ощущение превосходства и власти над «не столь удачливыми» соплеменниками.

Богатство становится мерилом успешности. Ценность человека определяется состоянием его текущего счета. Стоимость принадлежащих ему активов ассоциируется с самим человеком, его значимостью и успешностью.  Выстраивается глубоко ошибочная и порочная шкала ценностей, во главу угла которой становится не душевное устроение человека, а толщина его кошелька.
Ради денег, накопительства богатств попираются нравственные законы общества. Человек становится ослепленным блеском сокровищ. Боязнь потерять накопленное затмевает голос совести. Сама совесть изменяется, приобретает болезненное, извращенное состояние: ради денег становится аморальной, оправдывающей нечестивые дела и поступки.
Вспомним немилосердного должника из Библейской притчи, которому господин простил весь его долг (10000 талантов или 60 000 000 динариев), но который не простил ни то, что одного таланта (1 талант = 6000 динариям), а просто ничтожную сумму долга в 100 динариев своему товарищу: « Раб же тот, выйдя, нашел одного из товарищей своих, который должен был ему сто динариев, и, схватив его, душил, говоря: отдай мне, что должен. Тогда товарищ его пал к ногам его, умолял его и говорил: потерпи на мне, и всё отдам тебе. Но тот не захотел, а пошел и посадил его в темницу, пока не отдаст долга» (Мф. 18:23-35).                       ..

Резюмируем: страх порождает многочисленные комплексы неполноценности, которые мыслительный интроверт пытается компенсировать накопительством богатств. Если человек не осознает всей пагубности подобного своего состояния и вовремя не остановится, то стремление к накопительству (сребролюбие)  завладеет всем его существом, станет укоренившейся порочной страстью.

Чувствующие психологические типы.

При определении самого понятия чувства возникает соблазн считать его вторичным явлением, производным от ощущений или представлений. Так принято считать на бытовом уровне. Подобное мнение можно заметить в публикациях как людей далеких от психологии, так и авторов, очевидно не знакомых с работами профессора Юнга и других ученых (Гефдинга, Вундта, Лемана и т.д.) или имеющих свое, отличное мнение по этому вопросу, что в среде психологов скорее норма, чем исключение.

Что касается самого  профессора Юнга, то он рассматривал чувство, как самостоятельную функцию, равнозначную мышлению, ощущению и интуиции и называл чувство «процессом, происходящим между эго и каким-нибудь содержанием, притом процесс, придающий содержанию некоторую ценность в смысле принятия или отвержения его («удовольствие» или «неудовольствие»).
«Чувство может возникнуть изолировано, в качестве настроения, …из бессознательных содержаний, что вполне доказано психопатологией. …Поэтому чувство – вполне субъективный процесс, который может быть во всех отношениях независимым от внешнего раздражения, хотя примыкает к каждому ощущению», - делает заключение профессор Юнг.

Чувствующий экстраверт.


В основе характера обладателя данного типа лежит стремление выделиться, быть на виду, в центре, «на пьедестале». Человек – праздник, душа компании, «звезда», первый, лучший, самый – самый, «икона» стиля, позер, законодатель мод, идол, требующий поклонения. Любимое занятие – купаться в лучах славы, принимать поздравления, подарки и признания в любви и преданности.

Вот как о таких людях говорится в Евангелии: «Итак, когда творишь милостыню, не труби перед собою, как делают лицемеры в синагогах и на улицах, чтобы прославляли их… И, когда молишься, не будь, как лицемеры, которые любят в синагогах и на углах улиц, останавливаясь, молиться, чтобы показаться перед людьми»  (Мф.6:6).

«Фарисей, став, молился сам в себе так: "Боже! благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи, или как этот мытарь: 12 пощусь два раза в неделю, даю десятую часть из всего, что приобретаю" (Лк.18:11-12).

Оценочное суждение не глубокое и рациональное, как у мыслительного типа, а чувственное и поверхностное: нравится или не нравится. Нравится все, что приносит удовольствие, не нравится – все остальное.

То, что не нравится, отвергается, исключается из карты жизненной реальности. Все средства могут быть хороши, чтобы убрать препятствия, мешающие чувственному удовольствию. Учитывая тот, факт, что двум третям женщин присущ данный тип, коварство, истерия, притворство, осуждение, клевета и подобные средства могут быть задействованы в борьбе за неповторимость и исключительность.

Уместно будет заметить, что в нынешний век феминизации мужчин, многие из «сильного» пола не гнушаются использовать перечисленный выше «женский арсенал» в достижении своих тщеславных целей. Вот, пожалуй, именно тщеславие будет краеугольным камнем, лежащем в основе характера чувствующих экстравертов.

Чувствующий интроверт.

У чувствующего интроверта могут проявляться описанные выше черты, как и наоборот, но главной его особенностью, стратегической линией поведения является забота. Помочь всем и каждому, спасти, накормить, одеть и напоить, предоставить кров, собрать средства для лечения, устроить в приют или ночлежку.

В своем большинстве афишировать проявленную заботу они не будут – это у экстравертов все напоказ, наружу.  Интровертам не свойственно демонстративное, показушное поведение. Все переживания у них спрятаны глубоко внутри, для личного потребления, так сказать,  и делиться с кем – либо этим «биссером» они не будут.

Очень красочно и точно описан данный тип в Евангельской притче о добром самаритянине; «Некоторый человек шел из Иерусалима в Иерихон и попался разбойникам, которые сняли с него одежду, изранили его и ушли, оставив его едва живым. По случаю один священник шел тою дорогою, и, увидев его, прошел мимо. Также и левит, быв на том месте, подошел, посмотрел и прошел мимо. Самарянин же некто, проезжая, нашел на него и, увидев его сжалился. И, подошедши, перевязал ему раны, возливая масло и вино и, посадив на своего осла, привез его в гостиницу и позаботился о нем. А на другой день, отъезжая, вынул два динария, дал содержателю гостиницы и сказал ему: позаботься о нем, и если издержишь что более, я, когда возвращусь, отдам тебе…» (Лк.10:30-37).
Психологи отмечают сильную нервную систему у обладателей интровертного чувствующего психотипа, для них важны эмоциональность и гуманизм. По этой причине их еще называют эмотивами. Базовыми эмоциями являются спокойствие и тихая радость.

Эмотивы очень наблюдательны. Фиксируют малейшие отклонения в поведении людей, контактирующих с ними. В самом деле, как помочь человеку, если не видишь, что с ним происходит?

Учитывая, что забота о ближнем – это главная черта характера эмотива, наиболее простым способом ее проявить он может, угощая и потчуя ближних и дальних различными снедями и напитками. Происходит так называемая социализация еды, когда обед, завтрак или ужин в кругу семьи или друзей становятся не только способом восстановления сил и потраченной энергии, но и наиболее доступным и желанным для эмотива способом выразить опеку и заботу о ближнем.

Автор лично замечал, что эмотивов тяготит еда в одиночестве. Комфортно себя они чувствуют за столом с небольшой компанией, где они будут всех угощать и опекать, предлагая лучше свои, а при их отсутствии - покупные явства и напитки.

Когда видишь детей или взрослых с избыточным весом, то (наряду с другими причинами) можно с высокой долей вероятности предположить, что причиной этой аномальности послужили эмотивы - члены семьи (мамы, папы, дедушки или бабушки), закармливающие своих домочадцев.

Будучи любителями частых и обильных застолий, чувствующие интроверты могут и не заметить, как пищевая и алкогольная зависимость станут их постоянными спутниками жизни, особенно на фоне неустроенности личной жизни, тревожной мнительности, депрессии и стресса.

Иррациональные типы.

Чтобы разобраться, что собой представляет иррациональная функция, следует взять за основу исходное положение о том, что поведение человека направляются силами, которые частично или полностью не осознаются.

Очень точно иллюстрирует такое поведение Евангельская притча о десяти девах, «которые, взяв светильники свои, вышли навстречу жениху. Из них пять было мудрых и пять неразумных. Неразумные, взяв светильники свои, не взяли с собою масла. Мудрые же, вместе со светильниками своими, взяли масла в сосудах своих. И как жених замедлил, то задремали все и уснули. Но в полночь раздался крик: вот, жених идёт, выходите навстречу ему. Тогда встали все девы те и поправили светильники свои. Неразумные же сказали мудрым: дайте нам вашего масла, потому что светильники наши гаснут. А мудрые отвечали: чтобы не случилось недостатка и у нас и у вас, пойдите лучше к продающим и купите себе. Когда же пошли они покупать, пришёл жених, и готовые вошли с ним на брачный пир, и двери затворились…» (Мф. 25:1-13).
Как, если не иррациональным, можно назвать поведение дев, не взявших с собой запаса масла?
Если кто-то думает, что такие «растяпы» существовали только две тысячи лет назад, а наши современники вели бы себя по другому, то глубоко ошибается. Проводя семинары, на которых затрагиваются вопросы психотипологии, автору неоднократно приходилось наблюдать сегодняшних «неразумных дев», или (правильно их охарактеризуем) людей с иррациональной функцией восприятия.
На вопрос: взяли ли бы они с собой запас масла, если бы оказались в подобной, как в притче, ситуации, часть присутствующих всегда отвечает, что вряд ли. Ведь событие-то какое – неординарное! Жених грядет! Нужно спешить его встречать, не до размышлений о каких-то там запасах и прочих мелочах жизни…
Кстати, автор полностью разделяет подобную позицию и реакцию на феномен, так как и у него самого иррациональная функция является доминирующей.
Психологические типы с иррациональной функцией, согласно Карлу Густаву Юнгу относятся ощущающие и интуитивные типы. Для данной функции характерна не расчет и оценка, как для рациональных типов, а восприятие.

 «Иррациональные же функции суть те, целью которых является чистое восприятие; таковы интуиция и ощущения, потому что они должны для достижения полного восприятия всего совершающегося как можно более отрешаться от всего рационального, ибо рациональное предполагает исключение всего неразумного», - резюмирует профессор Юнг.

Ощущающие психологические типы.

Не сомневаюсь, что читателю будет интересно узнать, как современная наука определяет, что такое ощущения.  Все мы знаем 5 органов чувств (напомню, что ощущения и чувства идут рука об руку), это – зрение, слух, обоняние, осязание и вкус. В психологии их принято называть ощущениями, связанные с рецепторами, находящимися на поверхности тела.

Вторая группа – это (органические) ощущения, связанные с рецепторами, находящимися во внутренних органах. Органические ощущения не дают точной локализации, однако при их сильном отрицательном воздействии могут дезорганизовать сознание человека.

Третья группа – это ощущения кинестезические (двигательные) и статические ощущения, рецепторы которых находятся в мышцах, связках и вестибулярном аппарате. Ощущения собственных движений и пространственного положения тела.

Заслуживает внимания определение, данное понятию ощущение русским ученым, основоположником детской психологии профессором Дмитрием Исаевым: «Ощущение - это простейший психический процесс, состоящий в отражении отдельных свойств предметов и явлений объективного мира, а также внутренних состояний организма, возникающий в результате непосредственного воздействия на органы чувств».

Что касается ощущения, как определяющей функции психологического типа, то, согласно представлениям профессора Юнга: «Ощущение есть та  психологическая функция, которая, посредничая, передает восприятию физическое раздражение. Поэтому ощущение тождественно с восприятием. Ощущение следует строго отличать от чувства, потому что чувство есть совсем другой процесс, который может, например, присоединиться к ощущению в качестве «чувственной окраски», чувственного тона». Ощущение относится не только к внешнему физическому раздражению, но и к внутреннему, т.е. к изменениям во внутренних органических процессах».

 Ощущающий экстраверт.

Твердый, прямой, не всегда гибкий, но очень целеустремленный человек. Упертый трудоголик, работающий всегда и везде и даже на прикроватной тумбочке у него будет лежать диктофон, или, на худой конец – блокнот, чтобы записать мысль, пришедшую ему во сне.

А как иначе? Погруженный в свои ощущения, он вынужден ежеминутно их анализировать, обобщать, сравнивать, делать для себя выводы, чтобы затем полученный опыт максимально эффективно использовать в дальнейшей жизни. Обладание таким мощным инструментарием дает ему несравненные преимущества при руководстве людьми и выстраивании деловой карьеры.

Цели ставит себе глобальные, масштабные. Это не мыслительный экстраверт - тактик, который «дальше своего носа не видит», это стратег, берущийся за масштабные дела и проекты. Понимая, что в одиночку ему не осилить взятую на себя ношу, он мобилизует окружающих его людей. Уговаривает, обучает, обещает, приказывает, заставляет, угрожает, наконец. Делает, одним словом, все, чтобы довести начатое до конца. В этом его сила и слабость.

Будучи погруженным в реализуемый проект может не замечать отдельного человека, с его слабостями, проблемами и недостатками. Оперирует категориями, а не персоналиями. При выполнении задачи вряд ли будет щадить себя и своих сторонников.

К врагам, как личным, так и идейным (в отличие от мыслительного коллеги) сможет проявить снисхождение и даже полное прощение, если они перед ним покаются, повинятся. Ведь он-то всегда знал, что его дело правое и победа будет за ним. Ну, а если не раскаются, то, как говорится, рука не дрогнет...

Вспомните, как Библейский пророк Моисей (вероятнее всего – ощущающий экстраверт) ради цели всей своей жизни – освобождения народа Израиля от Египетского рабства расправился с отступниками: «И он сказал им: так говорит Господь Бог Израилев: возложите каждый свой меч на бедро свое, пройдите по стану от ворот до ворот и обратно, и убивайте каждый брата своего, каждый друга своего, каждый ближнего своего. И сделали сыны Левиины по слову Моисея: и пало в тот день из народа около трех тысяч человек» (Исход 32:27-28).

Вождь – самое верное определение, которое можно дать обладателю данного психотипа. Странное дело, но в психике этого, казалось бы внешне очень цельного человека, есть место застреванию на прошлых обидах, поражениях, потерях, страхах, неудачах, падениях, конфузах, страданиях, переживаниях, которые не оставляют его на протяжении всей жизни.

Эти застывшие эмоции всплывают из бессознательного и бередят душу, то оживая с новой силой, то затухая в любое время, как только ощущающий экстраверт не поглощен всецело каким-либо своим очередным проектом.

Отсюда и выражение его лица: спокойная уверенность с легкой печальной созерцательной грустинкой. Да, печаль – это крест, «скелет в шкафу» ощущающего экстраверта, его фон жизни и большая его проблема, если он не найдет способа с ней не то, чтобы бороться (победить ее, а тем паче - избавиться от нее невозможно), а примириться и научиться сосуществовать вместе.

Ощущающий интроверт.

Откуда берутся в нашей жизни экстра одаренные артисты, музыканты, архитекторы, художники, с совершенно непостижимым (обычному человеку взглядом) художники, а кто «двигает» науку, создает новые просто немыслимые доселе теории, дает ответы на  нерешаемые задачи, видит в, казалось бы, банальных вещах, то, что другим не дано?

Кто эти яркие, необычные люди с парадоксальным, нестандартным восприятием, благодаря которым общество может развиваться во всех сферах жизни? Вероятно, что если бы не было этих оригиналов, то цивилизация просто застыла бы на каком-нибудь из своих ранних этапов.

Читатель, очевидно, уже догадался: речь идет об ощущающих интровертах, благодаря которым мир получает импульс для своего дальнейшего развития. Если кратко описать, как это происходит, то ситуация может выглядеть следующим образом: ощущающие интроверты «рождают» идею, ощущающие экстраверты развивают ее и формируют из нее понятную цель, мыслительные экстраверты организуют процесс достижения цели.

Из мыслительных интровертов получаются бухгалтеры и контролеры, из демонстративных чувствующих экстравертов – хорошие актеры и артисты (про выдающихся смотри выше) и прочие публичные люди. А эмпатичных людей – чувствующих интровертов, - будет большинство среди рядовых врачей, социальных работников, священников, профсоюзных деятелей и т.п. Про интуитов поговорим несколько ниже.

Каким же таким даром обладают ощущающие интроверты, что от них зависит  прогресс и развитие цивилизации? Психологи ответили на этот вопрос.
Дело в том, что они воспринимают окружающий мир несколько по-другому, чем все остальные люди. Благодаря свойственной им слабости процесса торможения в центральной нервной системе, их картина мира формируется без выделения в наблюдаемом объекте, явлении, феномене главного и второстепенного, важного и незначительного, как у других людей.

В результате чего, все анализируемые предметы и явления существуют здесь и сейчас равнозначно и одновременно. Вследствие чего, в силу особенностей биохимии коры их головного мозга, ощущающие интроверты как бы находятся в разных измерениях и видит то, что другим видеть не дано.

В этом кроется причина нестандартности мышления и порывов озарения и творческого вдохновения у ощущающих интровертов. Помните притчу о Библейском царе Соломоне, когда к нему пришли две женщины с просьбой рассудить их спор, касающийся ребенка? Суть его в том, что  женщины, жившие в одном доме, практически одновременно родили по мальчику. Когда один из них вскоре умер, женщины начали спорить, кому же принадлежит оставшийся ребенок. Спор возник из-за того, что одна из женщин, у которой умер сын, могла подменить его на живого, выкрав его у своей соседки.

Царь Соломон выслушал обеих и принял решение разрубить ребенка пополам, раз нет возможности определить, кто его настоящая мать, чтобы каждой из них досталась ровно его половина. Когда меч был уже занесен над мальчиком, одна из женщин, повинуясь материнскому инстинкту, бросилась к нему и закрыла его своим телом, вторая же осталась безучастной. Всем присутствующим сразу стало ясно, кто же настоящая мать ребенка. Понятно, ребенок был отдан этой самоотверженной женщине.

Можно с высокой долей уверенности сказать, что в характере мудрого царя Соломона функция интровертного ощущения представлена в полной мере, так как (думается автору) никаким, даже самым изощренным умом, не дойти до такого парадоксального и жестокого решения, а вот «мозаичный» ум ощущающего интроверта без проблем увидит одновременно ситуацию как с точки зрения каждой из матерей, так и формальной справедливости того времени.

Жизнь в отношении каждого из нас может распорядиться по своему усмотрению, то же можно сказать и об ощущающих интровертах: одни из них могут купаться в славе, как великие ученые, творцы и прочие деятели культуры, другие – прозябать на социальных задворках, как непризнанные гении, но тех и других будет объединять осознание собственной исключительности, гениальности и значимости.

Именно подобные мысли являются питательной средой для взращивания гордости во всех ее проявлениях. Ведь гордость не возникает на пустом месте. Пьедесталом для нее всегда будут некие достижения, причем не суть: тайные или явные (хотя бы признанные всем человечеством).

В нашем случае сам факт исключительности ощущающих интровертов, непохожести их на остальных членов общества дает основание предполагать, что семена гордости присутствуют в их душах в изобилии, а вот дадут ли они обильные всходы зависит только от них самих.

Интуитивные психологические типы.

«Интуиция есть та психологическая функция, которая передает субъекту восприятие бессознательным путем. … при интуиции какое-нибудь содержание представляется нам как готовое целое, без того, чтобы мы сначала были в состоянии указать или вскрыть, каким образом это содержание создалось», - определял интуицию профессор Юнг.

Спиноза считал интуицию высшей формой познания. Платон говорил, что интуиция – это интеллектуальное знание, которое приходит, как некое озарение. Наш современник, Нобелевский лауреат профессор А.М.Прохоров прямо заявлял: «Ученый без интуиции – это не ученый».

Как следует из единогласного мнения великих мужей древности и современности, интуиция неразрывно связана с научными открытиями, постижением неизведанного, покорением труднодоступного, исследованием тайного и неоткрытого.

Согласно исследованиям, проведенным Отто Крегером и Джанет Тьюсен, профессорско преподавательский состав вузов США на 70 % состоит из интуитов, а в некоторых университетах их количество доходит до 80 %. Автор полностью солидарен с данной статистикой, так как получил аналогичные данные, проведя тестирование коллег во время работы преподавателем кафедры Современные технологии образования взрослых в одном из институтов Республики Беларусь.

Интуитивный экстраверт.

Если же человеку с выраженной экстравертной интуитивной функцией не пришлось заняться наукой, то, благодаря этой особенности характера, даже в быту, он все равно станет соискателем ранее неиспытанных впечатлений, новых знакомств, покорителем сердец, должностей и званий.

Причем, сами эти достижения для экстравертных интуитов как бы и не имеют большого значения. Получив, добившись, даже с большим трудом искомого, они запросто могут его оставить, переключившись на новые цели и манящие их дали.
Они не останавливаются на достигнутом, они постоянно в поиске. Застывшее, точное, стабильное, рутинное - это не для них. Их стезя – это все движущиеся,  динамичное, непознанное, неизведанное. Перманентно идущие перемены – вот, пульс их жизни, ее движущая сила и смысл.

Евангельская притча о блудном сыне прекрасно иллюстрирует сказанное: «У некоторого человека было два сына. И сказал младший из них отцу: «Отче! Дай мне следующую мне часть имения. И отец разделил им имение.
По прошествии немногих дней младший сын, собрав всё, пошёл в дальнюю сторону и там расточил имение своё, живя распутно»
(Лк.15:11-32).

Если интуитивный экстраверт не поймет, что ему жизненно необходимо сублимировать свою неуемную энергию, то сексуальная распущенность (блудная страсть) станет для него первейшей потребностью и неутолимой жаждой и не всегда найдется в жизни добрый человек, как отец в вышесказанной притче, который утешит заблудшего.

А, если кто-нибудь все еще сомневается в неблагоприятных последствиях распутной жизни, то прочтите, что говорится об этом в Библии: «И вот – навстречу к нему женщина, в наряде блудницы, с коварным сердцем, шумливая и необузданная; ноги ее не живут в доме ее: то на улице, то на площадях, и у каждого угла строит она ковы. Да не уклоняется сердце твое на пути ее, не блуждай по стезям ее, потому что многих повергла она ранеными, и много сильных убиты ею: дом ее – пути в преисподнюю, нисходящие во внутренние жилища смерти» (Прит. 7:10-12, 25-27).

Интуитивный интроверт.

Даже профессор Юнг отмечал, что понимание людей с определяющей интровертной установкой сложно из-за их скрытости и погруженности в себя. Тем не менее, на сегодняшний день и в среде практиков и в среде теоретиков накопилось достаточно материала, чтобы с высокой долей вероятности их охарактеризовать.

Вот, что писал сам профессор Юнг  об интровертных интуитах: «Когда интровертная интуиция достигает примата, то её своеобразные черты тоже создают своеобразный тип человека, а именно мистика-мечтателя и провидца, с одной стороны, фантазера и художника — с другой.

Естественно, что углубление интуиции вызывает часто чрезвычайное удаление индивида от осязаемой действительности, так что он становится совершенной загадкой даже для своей ближайшей среды. Если он художник, то его искусство возвещает необыкновенные вещи, вещи не от мира сего, которые переливаются всеми цветами и являются одновременно значительными и банальными, прекрасными и аляповатыми, возвышенными и причудливыми. Но если он не художник, то он часто оказывается непризнанным гением, празднозагубленной величиной, чем-то вроде мудрого полуглупца, фигурой для «психологических» романов…Его язык не тот, на котором все говорят; он слишком субъективен. Его аргументам недостаёт убеждающей рациональности. Он может лишь исповедовать или возвещать. Он — глас проповедника в пустыне».

И далее: «В то же время они могут улавливать динамику развития событий, чувствовать «дух времени» и, как следствие, способны прогнозировать исторические процессы. В первобытном обществе они становятся шаманами, посвященными в планы богов, приведений и душ предков и передающими их послания своему племени». 

В наше время интровертные интуиты зачастую становятся адептами теософии Е. Блаватской, так как находят только в этом учении столь милую их сердцам глубину проникновения в тайны мироздания и возможность каждому субъекту ощутить себя частью божественного «Я» Вселенной.

Обладая  выдающимся потенциалом к прогнозированию, диагностике, чутьем ко всему новому, неизведанному, интровертные интуиты остаются неуверенными в себе затворниками, ничего хорошего не ожидающими от жизни.

Так устроена их психика, что они почти всегда ощущают себя несостоятельными, неспособными ни на что  неудачниками. Отсюда – ипохондрия, снижение самооценки, пессимизм. Унылое, депрессивно – печальное состояние, если вовремя не обратить на него внимание,  может привести к более разрушительным последствиям, включая алкогольную и наркотическую зависимость и даже суицид.

С духовной точки зрения описанное выше состояние человека называется унынием – одной из восьми главных страстей. Часто уныние еще называют смертным грехом. Посмотрите, как образно говорится в Библии об этом недуге: «Веселое сердце благотворно, как врачевство, а унылый дух сушит кости» (Притчи 17:22).

Заключение.

«Исследуйте себя внимательно, исследуйте…»
                                                                                     ( Софония 2:1)

Как уже обратил внимание читатель, при описании каждого психологического типа выделялась его основная черта с высокой предрасположенностью к образованию определенной страсти. Можно сказать: с заложенной в ней семени какой-нибудь страсти, которое может дать обильные ростки и горькие плоды, а может и не дать, будучи своевременно прополотым.

Полностью избавиться от этих «сорняков» не получится, а вот содержать «поле своей души» не только можно, но и нужно. Как, если не для этого и дается нам наша жизнь, чтобы мы боролись со своими страстями, «сущими во плоти» по утверждению преподобного Максима Исповедника?

Но, вернемся к теме нашего исследования.
Так, мыслительному экстраверту присуща гневливость, у мыслительного интроверта может развиться страсть сребролюбия. Демонстративному чувствующему экстраверту характерно тщеславие, заботливый чувствующий интроверт и сам может не заметить, как обретет пищевую зависимость – чревоугодие.

Ощущающий экстраверт, застревающий на своих пережитых в прошлом эмоциях, может быть всецело поглощен печалью, а творческий ощущающий интроверт может впасть в  гордыню из-за своей особенности видеть мир не так, как прочие люди.

Непостоянного, склонного к переменам в жизни интуитивного экстраверта легко одолеет блудная страсть, если он не найдет другого применения своей неуемной энергии и, как мы выяснили, депрессивно - печальному интуитивному интроверту свойственно уныние.

Самое время подчеркнуть, что наблюдается удивительная схожесть теорий о  психологических типах, выявленных и описанных профессором Карлом Густавом Юнгом и теории о страстях представленной в свое время преподобным Нилом Сорским.

И в той и в другой теории и те и другие (психологические типы и страсти) являются индивидуальными особенностями характеров людей, с которыми они рождаются, живут и умирают.

Напрашивается вывод: если  каждой страсти соответствует определенный психологический тип, то, возможно, стоит говорить о симбиозе, полезном взаимном дополнении рассмотренных в настоящей статье теорий о психологических типах и страстях.  

Правда, в психологии нет ответа на вопрос: почему и когда (на каком этапе эволюции) произошло разделение психологических типов? Долгое время шли дискуссии о наследственности передаваемых психологических типов или формировании их в процессе воспитания человека.

В христианстве, наоборот, о перворпричине страстей есть безусловная ясность: человек стал страстным (порабощенным греху) после отпадения его от Бога. Вместе с этим, некоторые разномыслия среди Отцов Церкви о том, были ли созданы Творцом наши прародители с благодатными страстями, благодаря которым они познавали Бога и совершенствовались в божественной любви, или же души Адама и Евы были изначально чисты (бесстрастны) и омрачились только после преслушания, также имели место.

Если синтезировать рассматриваемые теории, то имеющиеся в них пробелы нивелируются и обе они, несмотря на принадлежность к разным областям знаний, несомненно, выигрывают: взаимодополняют и обогащают друг друга, в результате чего получают практическую ценность и привлекательность.

Автор отдает себе отчет, что проверка предложенной гипотезы может вызывать определенные трудности. Ведь жизнеспособность любой теории подтверждается последующими опытами, для проведения которых в рамках проверяемой теории должны быть предложены конкретные инструменты и описан порядок их использования.

Следует признать тот факт, что на сегодняшний день только теория профессора Юнга может быть с высокой степенью достоверности подтверждена с использованием тестов Майерс – Бригс, разработанных в 50-е годы 20-го века его американскими последовательницами и  получивших название по фамилиям создателей (кстати, матери и дочери).

А вот, что касается теории преподобного Нила Сорского, автор не знает собранной воедино и признаваемой широким кругом исследователей методики. Тем не менее, существуют разрозненные тесты на определение страстей, как на религиозных порталах, так и светских сайтах.

Остается надеяться, что этот пробел будет с течением времени заполнен и широкой публике будет представлен выверенный, признанный христианской общественностью (и не только) набор инструментов (тестов) для определения господствующих в человеке страстей.

Выражаю надежду, что практическое применение знаний соответствий  психологических типов страстям, может иметь не только в религиозной практике, но и во многих светских институтах и направлениях деятельности: управлении персоналом, деловых переговорах, коммерции, педагогике, воспитании, криминалистике, медицине и т.д. Проще сказать: везде, где осуществляется межличностная коммуникация.

Кроме этого, подобные знания могут помочь понять себя не только подвижникам веры, ищущим средства для избавления от страстей в лоне Церкви, но и невоцерковленным исследователям собственных глубин бессознательного, а также всем, увлеченным аналитической психологией.

В завершение – цитата от тех же  Ларри Хьелла и Дэниела Зиглера:

«Даже частичное понимание всей сложности человеческого поведения, приходящему на смену полному незнанию, представляется весьма похвальной целью».

Автор выражает признательность и благодарность всем, кто поддерживал его во время написания этой статьи.

ЛИТЕРАТУРА:

1.     Новы Запавет Госпада нашага Іісуса Хрыста. – Мінск: Прыход Свята – Петра – Паўлаўскага сабора: Аыдаветства “Медыял”, 2017. – 544 с.
2.     Библия. Москва: Издательство «Благовестник», 1999. – 1198 с.
3.     Нил Сорский, преподобный. О восьми главных страстях и о победе над ними. "Православие и современность. Электронная библиотека. (www.lib.eparhia-saratov.ru).
4.     Иоанн Лествичник, преподобный. Лествица. – Москва: Издательство Православного братства святого апостола Иоанна Богослова, 2001. – 352 с.
5.     Карл Густав Юнг. Психологические типы. - Минск: Издательство «Харвест», 2017. – 528с.
6.     Абрахам Маслоу.  – Санкт – Петербург: Издательство «Питер», 2019. – 400 с.
7.     Шеховцова Л.Ф., Гришина Е.Н., Легостаева М.В. Преодоление страсти аскетическими и психологическими методами. – Москва: Издательство Московского подворья Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 2014. – 351с.
8.     Грехи против Духа Святого. – Москва: Издательство  «Отчий дом»,1997. – 81 с.
9.     Сокровищница духовной мудрости. - Козельск: Издательство Московской Духовной Академии и Введенской Оптиной Пустыни, 2004. – 575 с.
10.  Молитослов на всякую потребу и на всякий день. – Санкт – Петербург: Издательство «Сатисъ», - 576 с.
11.   Виктор Пономаренко. Практическая характерология: методика 7 радикалов. – Москва: Издательство «АСТ», 2020. – 224 с.
12.   Ожегов С. Ю., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. – Москва: Издательство «Азбуковник», 1999. – 944 с.
13.   Протоиерей Дьяченко Г. Полный церковно – славянский словарь. – Москва: Издательство  «Отчий дом», 2000. – 1120 с.
14.   Осипов А. И. Официальный сайт: www.alexey-osipov.ru
15.   Евгений Спирица. Вижу вас насквозь. Как «читать» людей. – Санкт – Петербург: Издательство «Питер», 2018. – 256 с.
16.   Финкл Джейн. Я – интроверт. Тихони начинают и выигрывают.  - Санкт – Петербург: Издательство «Питер», 2020. – 320 с.
17.   Сильвия Лекен. Сила интровертов. Как использовать свои странностит на пользу делу. – Москва: Издательство «Эксмо», 2019. – 320 с.
18.   Валерий Савельев. Психотипология. Модель Валерия Савельева. -  www.psychotypology.vg-saveliev.ru.
19.   Ларри Хьелл, Дэниел Зиглер. Теории личности. 3-е изд. – Санкт – Петербург: Издательство «Питер», 2019. – 608 с.
20.   Отто Крегер, Джанет Тьюсен. Почему мы такие? 16 типов личности, определяющих, как мы живем. – Москва: Издательство «Альпина Паблишер», 2019, - 356.
21.   Елена  Самохвалова. Восток и Запад о Вселенной и Человеке. – wwwe.esamohvalova.ru
22.   Владимир Стукас. Психологическая типология, которая работает
 Юнговские дихотомии (базисные свойства личности). –
www.psyfactor.org
23.   Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д. Ушинского. Ощущение и восприятие. – www.cito-web.yspu.org/cito/
24.   Общественно политический журнал «Планета». – www.planeta.by
25.   Андрей Дракон. Про жизнь. -  www.superjob.ru
26.   Священик Павел Гумеров. Гордыня. - www.pravoslavie.ru
27.   Тесты:
 - на определение психологического типа Майерс – Бриггс  (MBTI): www. happypeople.blog.ru
 - на определение страсти гневливости: www. psi-test.ru
     - на определение страсти сребролюбия: www.45/02.ru
     - на определение страсти тщеславия: www.jungland.ru
     - на определение страсти чревоугодия: www.pndia.ru
     - на определение страсти печали: www.obrbratsk.ru
     - на определение страсти гордыни: www.mindmix.ru
     - на определение блудной страсти: www.psi-test.ru
     - на определение страсти уныния: www.miloserdie.ru
     - Миннесотский многоаспектный личностный опросник СМИЛ (MMPI):   www. psychol-ok.ru
     - Г. Шмишека и К. Леонгарда (88 вопросов, касающихся различных сторон личности): www. psytests.org

Комментариев нет :

Отправить комментарий