Реклама
размещена, товар качественный, продавцы на месте, магазин (офис) – в хорошем
месте, а торговля не идет. Чего – то не хватает. – Может уникальности?
Что
же это за соль такая эта уникальность? Без которой торговое блюдо не вкусно для
покупателя. Попробуем разобраться.
Думаю,
что каждый читатель в своей жизни не раз слышал это словосочетание: уникальное
торговое предложение (далее УТП).
Очень
часто в рекламе «мелькает»: «Наша уникальность заключается… Наш товар уникален тем, что…И так далее».
«Словарь
русского языка» С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой определяет уникальность, как нечто
«единственное в своем роде, неповторимое».
Так
о какой неповторимости и уникальности может идти речь, если все мы продаем одни
и те же (в смысле одинаковые) товары (услуги)?
Вначале
посмотрим: так уж все продаваемые товары одинаковы?
Бывает,
конечно, что у всех продавцов действительно товар с одного конвеера или линии.
Так было в 90 –
х, когда из-за отсутствия денег зарплату работникам выдавали готовой продукцией:
кастрюлями, чайниками, ночными горшками…
И возвышались
эти горы вдоль автомобильных трасс, в надежде быть конвертированными в более
ликвидное средство платежа.
Сейчас,
Слава Богу, другие времена и проблема заключается в том, что предложение
значительно опережает спрос.
Однако
вернемся.
Мы
начали говорить об однотипных товарных группах. Возьмем, к примеру, утюги (это
потому, что прямо сейчас, во время написания этой статьи, он находится перед
моими глазами).
В этой категории
товара смело можно выделить три сегмента:
- премиум (высший) – утюги известных
фирм и раскрученных брендов;
- средний – мало чем отличаются по
потребительским свойствам от высшего сегмента, но стоят дешевле (фирмы - производители
не так известны):
- низший – продукция отечественного
производителя (при всем к нему расположении).
Для
примера сформируем УТП для утюгов из высшего сегмента.
Возьмем за
основу постулат: дорогие вещи покупают «дорогие» (состоятельные) люди. По этой
причине для них должно быть отведено самое лучшее место в магазине, в крайнем
случае, - выделена отдельная полка.
Очень желательно, чтобы в этом премиум
– сегменте присутствовал один – два образца не просто дорогого (по цене), а
очень дорогого. Такого, чтобы дух захватывало… Естественно, ему должно быть
определенно совершенно особое место, лучше с подсветкой, если возможности
позволяют.
Итак,
наши утюги выставлены на продажу, но приглашать покупателей еще рано: УТП еще
не готово.
Составим список преимуществ дорогих утюгов.
Для этой работы полезно иметь один – два человека с креативным мышлением.
Когда
список готов, - тестируем его. Для тестирования собираем команду побольше,
разнополовую и разновозрастную: человек пять – шесть, не меньше. Назовем ее
контрольной группой.
Каждому
из членов контрольной группы предлагаем оценить все представленные преимущества
по пятибалльной системе. Отдельно ранжируем преимущества по гендерному
признаку: выделяем преимущества, которые заинтересуют покупательниц и
покупателей – мужчин. Анализируем результаты. Оставляем только самые лучшие,
эффектные, «цепляющие» преимущества, получившие самые высокие баллы. В итоге
имеем две таблицы (отдельно для мужчин и женщин).
Количество
преимуществ в каждой таблице должно быть семь
(плюс – минус два).
Таблицы
раздаем продавцам и предлагаем их заучить, как Отче Наш.
Что
имеем на выходе?
-
А вот именно и имеем УТП – уникальное торговое предложение! Оригинальное, единственное
и неповторимое, - точно по Ожегову.
Что
делать, если пришла за покупкой семейная пара?
-
Используем преимущества из двух таблиц, в зависимости от того, кто играет первую
скрипку.
Кстати,
сами таблицы можно распечатать на хорошей цветной бумаге с фирменным логотипом
и вручать покупателям при покупке, чтобы они не забыли, за что заплатили свои
кровные.
Принцип
понятен?
-
Тогда в добрый путь!
Да,
чуть не забыл о том, дорогущем экземпляре. Он будет служить нам ценовым ориентиром.
Покупателю вначале презентации показываем именно его и, если он не упадет в
обморок, увидев ценник, подводим к изделию из низкого сегмента и, только после
этого, - к основной продажной группе…
Аналогично
составляется УТП для других сегментов: среднего и низшего, а равно и других товаров,
работ (услуг).
А
теперь напомню основные продажные правила:
- вначале покупателю показываем товар из
более высокого сегмента, чем основная продажная группа;
- следующий шаг - демонстрируем товар из
самого низшего ценового и качественного сегмента;
- основную презентацию проводим с
товаром из основной продажной группы;
- обязательно, если есть такая возможность, даем
почувствовать, как товар лежит в руке (метод щенка);
- клиент должен явно ощутить все выгоды
и преимущества, которые он получит, если приобретет товар у вас;
- приводим доказательства (заранее
заученные, как преимущества): свидетельства пользователей, личный опыт и т.п., одним
словом, - все, что подтверждает высокие потребительские качества продаваемого
товара;
- вводим ограничения (последний,
предпоследний экземпляр и т. д.);
- предлагаем скидки и бонусы;
- делаем прямое предложение о покупке;
- подтверждаем правильность выбора
клиента и благодарим за покупку (обязательно).
Пожалуй,
если кратко, то все. Надеюсь, что некоторое представление о УТП уважаемые
читатели получили.
Будет время и
желание, - поговорим о еще одном способе создания УТП – «бутерброде».
Остаюсь в Вашем
распоряжении
Александр Жешко.
Р.S.
Примеры доказательств (из жизни).
1.
О
необходимости иметь в хозяйстве два утюга:
- многие мужчины сами ежедневно гладят
свои брюки и сорочку и естественно должны иметь свой, персональный утюг;
- а что будете делать в случае поломки
единственного в доме утюга? А такие вещи случаются в самый неподходящий момент.
К месту будет рассказ, как человек нагревал неработающий утюг на газу и так
вышел из положения.
2.
О
необходимости иметь качественный, дорогой утюг:
- знакомый, приехав из трехдневной командировки,
проснувшись ночью, увидел, что на него смотрит из комнаты напротив красный
глаз. Человек оказался смелый и поднялся проверить, что за «почвара» там
поселилась в его отсутствие…
Оказалось – это невыключенный
фирменный утюжок отрабатывал свою стоимость: включаясь и выключаясь в течение
трех суток, как и положено ему по инструкции .
А смог бы так «середнячок»? – Неизвестно. После этого случая, - никаких других
фирм он знать не хочет.
- преподнеся в качестве подарка дорогой,
качественный утюг, вы подчеркнете свое отношение к этому человеку. Ведь про ценовые
сегменты всем известно;
- если в доме в основном все товары
известных брендов, то наш утюг будет в своей компании и его не придется даже
прятать при появлении гостей, если тренд на «фирменность» не столь выражен, то обладание
дорогим утюгом может стать источником внутреннего удовлетворения и поводом для
тихой радости (смог или смогла ведь!).
Комментариев нет :
Отправить комментарий