воскресенье, 3 ноября 2013 г.

Голос и речь идеального менеджера.

Голос… это то, чего не подделаешь! Это – сама душа, вернее говорящая  о сокровищнице сердца, о характере, чем взгляд, чем улыбка. Все поддельно, кроме голоса.

                       В.В. Розанов



Павловна.

    Было время, когда я был молод и красив и ходил на работу, как на свидание.
Работа моя заключалась в покупке и продаже банковских ресурсов.
Весь процесс сводился к следующему: по телефону договаривались о цене, договор «сбрасывали» по факсу и молили Бога, что противоположная сторона его исполнит в полном объеме и у нас никаких проблем не будет, так как покупали и продавали скорее воздух, чем реальные ресурсы. Деньги приходили   «последним рейсом» - результат работы могли видеть на следующий операционный день.
Вместе со мной этим делом занималась еще очень достойная дама бальзаковского возраста (с небольшим), – Евгения Павловна. Правда, все обращались к ней не по имени – отчеству, а просто Павловна.
Так вот, Павловна была лучшей. Не скажу, что я даром ел банковский хлеб, но, по сравнению с ней, мои успехи выглядели жалкими обоями за спиной высокого профессионала.
Всем было ясно: у Павловны есть секрет, некая фишка, недостижимая нам, «малолетним», - этим себя и успокаивали.
Стоит отметить, что Павловна свой секрет строго оберегала и никогда не вела деловые переговоры в присутствии третьих лиц (у нее был отдельный кабинет).
Возможно, ларчик ее успеха так никогда и не открылся, если бы не одна случайность.
Однажды, в самый разгар торговли, она по ошибке набрала мой номер и продолжила   внезапно прерванный разговор с одним из  продавцов.
Я был поражен, я был сражен наповал, я  не мог понять, что происходит: из трубки лился такой приятный, такой нежный, такой магический женский, можно сказать – ангельский голос, - в жизни подобного слышать еще не приходилось.
Воображение рисовало тургеневский образ девушки: чистой, непорочной, воздушной…
Такой не только ресурсы дешево уступишь, - вообще торговаться не будешь…
Чуть – чуть смущало наличие знакомых интонаций, пока не понял, что говорит наша Павловна.
В перерыве с восхищением спросил у нее, что это было и как возможно такое перевоплощение (в обычной жизни голос у нее был ничем не примечательный)?
В ответ получил улыбку и наставление, о том, что в нашей работе продавцов по телефону голос – это единственный инструмент влияния на собеседника, что к телефонным переговорам нужно серьезно готовиться (настраиваться) и что у меня также приятный голос, который я должен правильно использовать.
С тех пор много воды утекло, но Павловну вспоминаю всегда, когда беру в руки телефонную трубку.
Можно ли утверждать, что Павловна обладала голосом идеального менеджера?
-  Думаю, что да. У нее был такой голос.

Научное подтверждение.

Изучая язык, как связующее звено между социумом и человеком, ученые отметили недостаточность чисто лингвистических, фонетических подходов к изучению данной проблемы.
Выяснилось, что ритмико – мелодичный рисунок речи (тон), скорость речи (темп), выделение в речи отдельных единиц (ударение) способны парадоксально изменить ее смысловую нагрузку.
В то же время в рамках психологических наук (педагогической, нейропсихологии, этнопсихологии, психиатрии и других) получить все ответы на поставленные жизнью вопросы также не представлялось возможным.
В этой связи, на стыке лингвистики и психологии в науке  выделилось целое направление, именуемое психолингвистика, предметом изучения которой является структура процессов речепроизводства и речевосприятия (Леонтьев, 1989).
Тем не менее, информация, которая заложена в голосе человека, еще мало исследована.
Но, как утверждает В.П. Морозов  в книге «Искусство и наука общения: невербальная коммуникация» (под общей редакцией члена – корреспондента РАН В.И. Медведева):
«Специально проведенные сравнительные эксперементальные исследования магнитофонных записей речи группы драматических артистов, обладающих эстетически совершенными речевыми качествами и группы бизнесменов, речь которых была оценена эстетически более низкими баллами, показали, что слушатели статистически достоверно приписывают обладателям красивой речи не только высокие интеллектуально – эстетические и психологические качества (симпатичность, интеллигентность, образованность, доброжелательность, великодушие, чувство собственного достоинства), но и значительно более высокие деловые и партнерские качества (компетентность, надежность, инициативность, энергичность, уверенность, заинтересованность), а также – лучшее состояние здоровья (Морозов, 1995).
Психолингвистика утверждает, что при речевом воздействии на собеседника, доверие или недоверие у последнего формируется не только на уровне сознания, но еще в большей степени – на уровне подсознания: за счет экстралингвистической невербальной информации.
Другими словами: у нашего собеседника формируется определенный психофизический образ говорящего, анализируя который подсознание выносит вердикт: стоит ли ему доверять или нет (подобно тому, как у самолетов существует система оповещения «свой – чужой»).
В подтверждение сказанному   вспоминается еще один случай из моей жизни.
В круге   общения случайно появился коллега – менеджер. Всем он был хорош и говорил красиво и правильно, но,   душа к нему как – то не лежала.    Долгое время относился к нему с большой осторожностью и не ошибся. Не зря говорят, что все тайное станет явным. Однажды выяснилось, что менеджер этот большой картежник и наш круг интересовал его именно с этой стороны.
Учитывая, что карты у нас не играли (лично я вообще их  в руки не беру), новый знакомый также незаметно, как и появился, пропал с нашего поля зрения.


Резюме.

С учетом полученных знаний, как со стороны науки, так и практики, наделим нашего, хорошо одетого в предыдущих главах, менеджера идеальным голосом и речью.
В начале, подчеркнем, что речь и голос каждого человека уникальны и неповторимы, как отпечатки пальцев. Иногда голос называют «вторым лицом».
Считается, что тембр голоса является врожденным свойством человека и изменить его нельзя. В США, Англии, Италии правосудие считает голос  неоспоримым юридическим доказательством. В крупнейших банках мира многие сейфы запрограммированы на голос владельца. В старой Италии в числе прочих примет человека в паспорте указывался  и тембр его голоса.
 Мы не будем   пытаться создать нечто усредненное, роботизированное. Речь скорее будет идти об огранке голоса, как это делают с природным минералом алмаз, чтобы получить бриллиант.
Чтобы понять: с каким «алмазом» вам придется иметь дело, запишите свой голос на диктофон. Проведите его тестирование по пятибалльной системе. В вопросы для теста включите позиции, которыми мы охарактеризовали голос идеального менеджера.
Вначале сделайте оценку своего голоса самостоятельно. Попросите это же сделать знакомым, для чистоты эксперимента не называя хозяина голоса. Обобщите полученные результаты. Начинайте работать. Через определенное время проведите повторное тестирование. Попытайтесь достичь максимального результата по всем позициям.
Так какими должны быть речь и голос идеального менеджера?

                                                Речь.

Правильная, грамотная, свободная от примесей в виде слов – паразитов.
Произношение слов четкое, окончания «не съедаются», а ясно проговариваются.
Говорим просто, доступно, понятно, кратко, уверенно. Повторяем важное.
Темп речи – ровный, спокойный.
Говорим не громче и не тише своего собеседника.
Эмоциональная окраска речи – радостная, доброжелательная.

Голос.

         Имеет максимально возможный широкий диапазон (для чего это нужно, - будет отдельный разговор).
         Уверенный, хорошо поставленный.
         Умеренно радостный, светлый, располагающий.
         Цельный (не дребезжащий).
         Приятный (не давящий), спокойный (не кричащий).

                              Тренируем голос и речь.

Наконец – то определились с голосом для идеального менеджера.
А что делать, если голос не соответствует этому формату: слишком высокий (почти фальцет) или, наоборот, - запредельно низкий бас с хрипотцой, или человек говорит «на одной ноте», или  речь изобилует оговорками, словами – паразитами, или словарный запас очень маленький, или в речи явно слышны дефекты и т.д. и т. п.
Ответ один: начинаем его тренировать, культивировать (прививать) правильную речь.
Если есть речевые врожденные (приобретенные) дефекты, - идем к логопеду и их устраняем (по статистике от 5 до 12 процентов людей имеют те или иные фонетические проблемы).
 У дефектологов накоплен большой опыт устранения различных нарушений, так называемых фонетических дислексий и дисграфий.
Кстати, очень  многие известные люди, добившиеся признания и успеха в жизни страдали различными формами фонетических расстройств. 
Это к тому, если ваши фонетические проблемы неустранимы и будут мешать карьере менеджера. Сильно не расстраиваемся по этому поводу. В жизни всегда есть место подвигу! По крайней мере, так раньше говорили (будем думать, что подвигу трудовому).

Классика нам поможет.

Начинаем читать классические произведения. Вслух. С выражением. С чувством. Особенно прорабатываем диалоги. Находим правильную интонацию, заложенную автором. Импровизируем. Все меняем местами: смысловые ударения, интонации, акценты. Анализируем. Радуемся успехам.
Поем караоке. Регулярно. Громко. Если есть слух – с микрофоном, если нет – без оного (соседей жалеем). Одну и ту же мелодию поем как обычным своим голосом в привычной (удобной) для вас тональности, так и пробуем петь выше (ниже) на пол - тона, или тон.
Исследования ученых свидетельствуют: пение не только развивает легкие, грудную мускулатуру, но благотворно воздействует на сердечную мышцу.
Вероятно, по этой причине продолжительность жизни профессиональных исполнителей значительно выше средней (рок – не в счет, там свои законы).
С целью «разбавить» нашу серьезную тему, - анекдот из мира оперы: так вот, там считают, что «басы - пьяницы, «баритоны - бабники, «теноры – дураки».
Однако вернемся. Будет полезно знать:  у дикторов, музыкантов и других публичных людей есть такое упражнение – «утрирование»: каждое новое (сложное для произношения) слово многократно проговаривается с максимально возможным участием губ. Со стороны это упражнение выглядит как гримасничанье (кто не знает, что это такое, - сходите в зоопарк к вольеру, где живут шимпанзе…).
Следующее упражнение для голоса – игра на духовых инструментах (сразу вспоминается Карабас – Барабас в исполнении Владимира Этуша в фильме «Приключения Буратино»), а кому это сложно – надувание воздушных шариков.
Различные системы дыхательных упражнений также берем на вооружение.
Чтобы придать голосу радостное звучание, - говорим с улыбкой (в том числе и по телефону). Чтобы радость была искренней, - перед началом любого разговора представляем (внушаем себе), что мы не просто облагодетельствовали нашего собеседника, а дали ему все, о чем он мечтал в жизни (есть и другие психотехники).

Полезная (бесполезная) информация на эту тему.

Энтрополог Корен Эписелла из Гарвардского университета (США) установила, что в качестве партнера женщины предпочитают мужчин с низким тембром голоса.
Ученые из Калифорнийского университета утверждают, что сильному полу наиболее нравятся дамы с высоким тембром голоса, которые говорят с выраженным придыханием.
Психологи считают, что высокий и звонкий голос ассоциируется с молодостью. Обладателям низких голосов (мужских) приписывают уверенность, интеллект, самодостаточность.
Женщины, работающие в мужском коллективе, неосознанно начинают говорить более низким голосом. Они же говорят почти в два раза больше мужчин.

Остаюсь в Вашем распоряжении

Александр Жешко.


Комментариев нет :

Отправить комментарий