суббота, 1 февраля 2014 г.

Основы маркетинга (дайджест семинара).

      Прежде всего, выясним, как правильно ставить ударение в слове маркетинг. Правила русского языка допускают двоякое произношение: как с ударением на первый слог: мАркетинг, так  и на второй: маркЕтинг.
         Но, в каждом деле существуют признанные авторитеты – эксперты, которые  и «диктуют моду»: что говорить и как. Одним из таких авторитетов  в постсоветском пространстве является Игорь Манн – бизнесмен, консультант, издатель, автор книг. Игорь Манн считается этаким основоположником маркетинга в этом самом пространстве, - гуру маркетинга, - наш Филипп Котлер, если хотите.

         Так вот, уже несколько знакомый нам, Игорь Манн рекомендует слово маркетинг произносить с ударением на первый слог, - мАркетинг, специалистов - практиков, занимающихся маркетингом называть – мАркетеры, а научных работников этой сферы – маркетологами.
         Это как в пирамиде: вверху – могучие столпы, даже «небожители» на маркетинговом небосклоне, внизу – вся остальная публика, с трепетом внимающая словам и мыслям отцов – основателей.

Филипп Котлер.

         С ударением разобрались. Самое время выяснить: что же  это такое, маркетинг?
         В своей книге – бетселере «Основы маркетинга. Краткий курс» Филипп Котлер – ныне здравствующий,  создатель маркетинга как научной дисциплины, дает такое определение:
-маркетинг – вид человеческой деятельности, направленной на удовлетворение нужд и потребностей посредством обмена.

         Далее Филипп Котлер дает формулировки нужды и потребности.
         «Нуждачувство ощущаемой человеком нехватки чего-либо. Нужды являются исходными составляющими природы человека. Если нужда не удовлетворена, человек чувствует себя обездоленным и несчастным.
         Неудовлетворенный человек сделает одно из двух: либо займется поиском объекта, способного удовлетворить нужду, либо попытается заглушить ее», - развивает свою мысль Филипп Котлер.

         «Потребностьнужда, принявшая специфическую форму в соответствии с культурным уровнем и личностью индивида. По мере прогрессивного развития общества растут и потребности его членов», - продолжает классик маркетинга.

Примеры:
Нужда: в быстром перемещении из пункта А в пункт Б.
Потребность: в транспортном средстве. Потребности растут (скоростные автомобили, бронированные, вездеходы – внедорожники, автомобили – амфибии, автомобили – самолеты и т.д.)

         Филипп Котлер определяет еще ряд необходимых для изучения маркетинга понятий: запросы. товары
         Запрос – это потребность, подкрепленная покупательной способностью.
         Товар – все, что может удовлетворить потребность или нужду и предлагается рынку для привлечения внимания, приобретения или потребления.
        
         «Мораль, -  по мнению Филиппа Котлера, заключается в том, что производители должны отыскивать потребителей, которым они хотят продавать, выяснять их потребности, а затем создавать товар, как можно полнее удовлетворяющий эти потребности».

         «Обмен – акт получения от кого-либо желаемого объекта с предложением чего-либо взамен.
         Процесс обмена требует работы. Тому, кто хочет продавать, необходимо искать покупателей, выявлять их нужды, проектировать соответствующие товары, продвигать их на рынок, складировать, перевозить, договариваться о ценах и т.д», - утверждает Филипп Котлер.

         Далее Филипп Котлер раскрывает очень важную тему: управления маркетингом.
         Один из ведущих теоретиков управления, Питер Друкер, говорит об этом так: «Цель маркетинга – сделать усилия по сбыту ненужными. Его цель – так хорошо познать и понять клиента, что товар или услуга будут точно подходить последнему и продавать себя сами».
«Основы маркетинга», Филипп Котлер.

         Следует отметить, что книга была написана в шестидесятые годы прошлого столетия. Конечно, конкуренция и тогда была, но можно ли ее сравнить с сегодняшним  ее состоянием? О тех годах можно говорить как о «золотых временах». Сегодня на первый план выходит проблема как продать, или совершить обмен в интерпритации Филиппа Котлера?.

         А теперь, самое время ответить на вопрос: «А кто в малом (среднем) предприятии будет этим заниматься: управлять маркетингом?».
         Можно нанять профессионала, который изучит спрос, отстроится от конкурентов, проведет рекламную компанию, наладит поставки, отследит продажи и т.п.
         Все это очень хорошо! Только нужны ли будете лично Вы – владельцы бизнеса? Вопрос остается открытым. Пожалуй, стороннему профессионалу не стоит доверять все карты. Пусть работает над чем-то одним, да и то лучше по аутсортсингу. Как говорится: «Человек слаб, а соблазн велик…».

Игорь Манн.

         В своей книге «Маркетинг на 100 %. Как стать хорошим менеджером по маркетингу» Игорь Манн приводит несколько шутейных и серьезных определений маркетинга:
- «Маркетинг - это удержание и приобретение партнеров и клиентов»;
- «Маркетинг  - это все, что менеджеры по продаже делать не хотят, не успевают или не могут»;
- «Маркетинг – это любовь к ближнему, благодаря которой получаешь Божью благодать в виде прибыли»;
- «Маркетинг – это все, и все – это маркетинг» (определение Региса Маккена).

         Игорь Манн четко формулирует главную задачу для менеджера по маркетингу: «Приобретение новых клиентов, их удержание и возвращение клиентов, которые перебежали к конкурентам».       

Привлечение новых клиентов – наиболее затратная программа действий.
Удержанием – вообще мало кто занимается, не говоря о возвращении ранее ушедших клиентов.
         Есть статистика, которая говорит о том, что получение нового клиента обходится фирме в 5 раз дороже, чем удержание существующего, а возвращение, ушедшего к конкурентам, обходится в 20 раз дороже по сравнению с затратами на его удержание.

Привлечение клиентов.

- Кто в компании этим занимается? Есть ли обученные люди?
- Какие методы привлечения клиентов используются? Что имеем на выходе: кого и сколько привлекли, какой % конвертации потенциальных клиентов в постоянные в каждом методе?
Методы привлечения клиентов.

- реклама в СМИ;
- партизанская реклама:
         -  взаимореклама;
         - раздача флаеров;
         - реклама на автомобилях;
         - фирменный дресс-код, спецодежда с названием и логотипом
         - компании, бейджи;
- личные встречи;
- теле-маркетинг;
- копирайтинг;
- каталоги;
- позиционирование себя, как эксперта;
- решение личных проблем, используя личные связи (предоставление своей сети нужных знакомств);
- рекомендации друзей, знакомых, постоянных клиентов;
- участие в городских бизнес-конференциях, выставках и т.п.;
- проведение собственных семинаров, презентаций, дегустаций, участие в подобных мероприятиях, проводимых другими компаниями.

Методы удержания клиентов. Принцип Паретто (20Х80).

- простое, регулярное внимание (поздравления);
- скидки, бонусы на товары;
- абонементы;
- «фирменные» деньги;
- награждения грамотами и подарками;
- приглашение на семинары в качестве слушателя и лектора;
- уведомление о новинках;
- взаимореклама;
- информирование об эксклюзивных событиях;
- решение личных проблем, используя личные связи;
- рекомендации, позитивные отзывы о клиенте;
- поддержание дружеских (неформальных) отношений («никогда не ешьте в одиночку», - Кейт Феррацци).
         Принцип Паретто утверждает, что 20 % клиентов дают 80 % выручки. Если сомневаетесь, проверьте лично. Исходя из этого принципа, максимум усилий по поддержанию лояльности постоянных клиентов направляем  не на всех клиентов, а только на основных, значимых для Вашего бизнеса.

Методы возвращения клиентов.

- Все, о чем говорилось в  предыдущем разделе, только во много раз и эмоционально и материально затратнее.
         Жизнь показывает: чтобы вернуть ушедшего к конкурентам клиента, ему нужно предложить очень высокие (запредельные) скидки. Как правило экономически это не выгодно и в этом случае стоит хорошо подумать, сможете ли Вы их компенсировать впоследствии.
         Если же Вы имеете дело с так называемым «лидером мнения» и затраты на его возвращение не принципиальны для Вашего бизнеса, то стоит попробовать. В случае удачи, он всем окружающим расскажет, что побывал у «плохих» конкурентов и вернулся к Вам – «доброму и пушистому».
К  мнению «лидера мнения» прислушиваются и возможно экспериментировать с попытками ухода «на сторону» не будут.

         Надеюсь, что настоящий дайджест будет полезен для Вашего бизнеса.

Остаюсь в Вашем распоряжении


Александр Жешко

Комментариев нет :

Отправить комментарий