На определенном этапе развития своего бизнеса без
публичных выступлений не обойтись. Чтобы выделиться на многочисленном фоне
конкурентов, Вам придется позиционировать себя, как эксперта. А вот эксперту без
публичных выступлений никак нельзя! Иначе, какой это эксперт?
Сразу
же несколько слов о том, кто же является экспертом?
Среди
множества определений этого понятия, хотелось бы выделить приведенное в книге «ГУРУ. Как стать признанным
экспертом» под редакцией А. Парабеллума, Н. Мрачковского и С Бернадского: «Вы – эксперт, если знаете больше своей целевой
аудитории. Не больше всех своих коллег. А больше своих потенциальных
покупателей».
К
этому, в целом очень полезному определению, стоит добавить: «Что не только знаете больше своей целевой
аудитории, но и активно распространяете эту информацию о себе».
Теперь
вырисовывается более конкретная картина: максимально большая часть Вашей
целевой аудитории наслышана о Вас, как об эксперте – высоком профессионале своего
дела.
Почему
хорошо быть (слыть) экспертом?
Ответ
очевиден: к эксперту приходят за консультацией, его приглашают для оценки, с
ним советуются, к его мнению прислушиваются, к нему относятся с уважением, а
самое главное, - у него ПОКУПАЮТ!
- Что и требовалось доказать.
Чтобы
о Вас, как эксперте, узнало как можно
больше людей – потенциальных покупателей существует не так уж и много
эффективных способов:
- опубликование
собственной книги;
- статьи в профессиональных
изданиях (журналах, бюллетенях, газетах);
- ведение личного
блога и колонки в местной газете;
- проведение
семинаров и консультаций;
- публичные выступления
перед целевой аудиторией.
Можно
заметить, что последняя и предпоследняя позиции схожи. Но я намеренно их
разделил. В семинарах и консультациях, как правило, участвуют до 15 человек и
проходят они (в своем большинстве) на «своей» площадке. Под публичным выступлением в
данном случае подразумевается выступление «без бумажки» перед гораздо большей
группой людей: 50 – 200 человек.
Итак,
мы определились: чтобы быть экспертом, нужно писать и выступать. Нас в большей
степени будет интересовать последнее.
Вот
здесь и начинаются сомнения: а смогу ли я, а у меня нет опыта, а мне страшно, а
я не умею, а все лекторы – профессионалы, а я кто такой (такая)?
Проблема
заключается в том, что человек неосознанно боится не самого факта выступления,
а в значительной степени, - его последствий в случае неудачи:
- быть освистанным,
«захлопанным» публикой;
- не понятым
аудиторией;
- глупо
выглядеть в глазах слушателей;
- прослыть
профаном в своем деле;
- не справиться
с волнением и не сказать ни слова;
- не раскрыть
тему;
- не ответить на
возможные вопросы из зала;
- заведомо
«проиграть» другим выступающим.
Помните,
в статье настоящего блога «Психология продаж. Карта реальности человека»
затрагивалась тема искажения действительности? Мы говорили о ней, как о нормальной, объективно существующей
особенности нашей психики.
Вот и здесь, психика моделирует (рисует в
воображении) самые мрачные картины последствий провального выступления. Так уж
она устроена, наша психика, - во всем видит подвох, во всех делах и начинаниях
пробует перестраховаться. Инстинкт самосохранения, - во всей своей красе! Не
высовывайся, кричит он нам, это дело новое, - кабы чего не вышло!
Многие
соглашаются с этим «внутренним» голосом… И проигрывают. Не дотягивают до
высокого звания эксперта в своем деле и как следствие, - теряют в продажах.
Что
делать? Как побороть в себе волнение и страх перед публичным выступлением?
Волнение:
учащенное сердцебиение, сухость во рту и другие признаки пока оставим в покое.
Вначале преодолеем страх. По своему опыту скажу, что он пропадает после первых
же выступлений. Реально, уже на третьем выступлении страха не было, а,
наоборот, начало зарождаться чувство удовлетворения, единения с публикой, даже
энергетической подпитки от зала и другие.
Профессиональные
лекторы, политики, артисты, преподаватели хорошо знакомы с этим чувством, оно
незабываемо, к нему влечет, его хочется переживать снова и снова. Здесь уже не
о страхе, а можно смело говорить об удовлетворении, даже о «зависимости» от
публичных выступлений. Вот как!
Ничего
не сказал о преодолении страха. А здесь и говорить нечего. Просто дайте себе
команду: я могу, мне надо и сделайте! Посмотрите на знакомых Вам успешных выступающих:
чем они лучше Вас?
Теперь
о волнении.
А
с ним вообще бороться не нужно. Пусть будет перед выступлением. Даже если
первое время оно будет заметно окружающим (слушателям). Это наоборот, может
свидетельствовать о Вашем уважении к собравшимся в зале, некой такой изюминкой.
После нескольких публичных выступлений, волнение будете ощущать только перед
началом действа.
В
завершении своей краткой статьи на тему публичных выступлений, хочу
порекомендовать книги признанных авторитетов в этой сфере: Дейла Карнеги «Как
вырабатывать уверенность в себе и влиять на людей, выступая публично» и
Радислава Гандапаса «Камасутра для
оратора».
Уверен,
что эти замечательные книги помогли не только мне. Периодически их перечитываю.
Всегда нахожу в них что-то новое и полезное. Чего и Вам желаю.
Комментариев нет :
Отправить комментарий