Расхожая фраза о том, что клиент всегда прав требует
корректировки. Не может быть прав потребительский террорист, даже если он является
Вашим клиентом.
Вначале
определимся с формулировками, - выясним,
так сказать: кто есть ху?
Поможет нам в этом Юрий Тишуков - заместитель генерального директора ООО «Региональный центр права». На ресурсе www.kprodukt.ry он как раз – то и дает нужные нам понятия и формулировки:
Потребительский
террор - это
необоснованные действия (требования) потребителя, формально основанные на
нормах регулирующих правоотношения в области защиты прав потребителей, исходя
из сложившихся отношений с продавцом (исполнителем), изготовителем и
направленные на предпринимателя или руководителя (учредителя) коммерческой
организации, для принятия им положительного решения, исключительно в пользу
потребителя, в ущерб собственным интересам.
Потребитель –
террорист – гражданин, систематически использующий в отношениях с продавцом
(исполнителем, изготовителем), методы воздействия потребительского террора (см.
понятие потребительского террора).
Если упростить, то получится, что
потребительский террорист – это гражданин, необоснованно требующий удовлетворения для себя различных потребностей в ущерб собственным
интересам продавца.
Почему
в прошлом весьма лояльный клиент стал на скользкий путь террора, пусть и
потребительского?
Полагаю,
что исчерпывающий ответ на этот вопрос могут дать скорее психологи, а в
некоторых случаях – клинические психотерапевты. Для нас – практиков, гораздо
важнее будет знать, как вести себя в подобных случаях, чтобы обезопасить себя,
своих работников и клиентов от их негативного воздействия.
Здесь
хотел было привести конкретные примеры, описания проявлений потребительского
терроризма, но не буду этого делать, так как в каждом случае они различны и в
целом понятны: они необоснованны! Да и
лишний раз выплескивать негатив нет нужды, грязи в жизни итак хватает с
избытком.
Перейдем
к практическим навыкам.
Всем
без исключения террористам (потребительские не исключение) нужна публика. Без
зрителей все их поступки теряют смысл и значение. Отсюда вытекает и первое наше
действие: изолируем потребительских террористов от других клиентов. Попросту
говоря, приглашаем их пройти в отдельный кабинет для разбирательства.
Причем,
хорошо зарекомендовал себя прием, когда нашего скандалиста есть возможность
поводить по кабинетам от самого малого начальника к самому большому. В каждом
кабинете он выпустит частицу своего злобного «пара», так, что незаметно для
себя, обычно после третьего рассказа своей «обиды», от гнева ничего не остается, и он сам уже не
может вспомнить, что же его так вывело из себя.
Если
мы имеем дело с терпеливым, неэмоциональным, расчетливым человеком, то в данном
случае нет необходимости водить его по кабинетам ничего не решающих работников,
- это только усугубит ситуацию. Ведь он пришел не за моральным, а материальным
удовлетворением. Переводим дело в
официальное русло: просим суть его требований изложить на бумаге. Мы-то знаем,
что они необоснованны! Зачастую, на этом претензии заканчиваются, но если
все-таки напишет, то, скорее всего это будут уже пожелания, а не жесткие требования.
Иногда
полезно пообещать письменный ответ (и обязательно его выслать!) даже при устном
обращении.
Будет
весьма полезным, если Вам знаком круг общения потребительского террориста и они
также являются Вашими клиентами, провести среди них профилактическую работу:
разъяснить позицию компании по этому и другим схожим вопросам, выяснить их отношение к скандалисту
и к самому конфликту, укрепить их лояльность.
В
любом случае, не стоит поддаваться на провокации со стороны потребительских
террористов, а наоборот, - сохраняйте выдержку и спокойствие. Очень отрезвляюще
действует демонстрация диктофона и предупреждение о том, что разговор
записывается. Кстати, по закону Вы должны предупредить посетителя о ведущейся
видео и аудио записи беседы.
В
отдельных случаях обязательно приглашайте для участия в беседе третьих лиц, а в
особых, - без малейших колебаний набирайте 102!
Следует
отметить, что в Вашей компании должна быть разработана четкая тактика работы с
потребительскими террористами: распределены роли, розданы полномочия.
Периодически проводите деловые игры на эту
тему. Не поленитесь записать в должностные обязанности работников алгоритм их
действий при возникновении подобных ситуаций. Это похоже на действия работников
при пожаре: все, что должно прописано, включая
план эвакуации. Ведь профессионально подготовленный потребительский террорист
может принести ущерб не меньший, чем пожар или другая стихия.
Не
сомневаюсь, что каждый может припомнить атаки потребительских террористов и те
последствия, которые вызвали их действия. К сожалению, это явление все больше
культивируется в нашем обществе. Будем готовы к атакам. Правда на нашей
стороне. Помните, как говорили ранее про тех, кто замышляет к нам с мечом прийти?
Комментариев нет :
Отправить комментарий