«Вот еще новость»,
– подумает искушенный читатель, - недаром
же в народе говорят, что работник в году отдыхает дважды: во время своего
отпуска и отпуска начальника.
Тем не менее,
прочитав статью, Вы будете вооружены нужными знаниями, чтобы без труда определить стиль руководства своего
«шефа». Теплится надежда, что кто-нибудь из «предержащих» может быть также задумается (о своем поведении)…
Что имеем в жизни. Не слышал, чтобы в дипломах о высшем образовании в графе
специальность где-то было бы написано: руководитель. Наши университеты и институты специально их не готовят. Но если
раньше была целая система подготовки руководящих кадров, то теперь, в связи с
многократным увеличением числа юридических лиц, руководителями зачастую
становятся случайные люди, не готовые к такой «ноше» ни профессионально, ни
психологически.
Вакансии
просто «закрываются». А там, что будет, то будет. Выплывет, - хорошо, не
выплывет, - его проблема. Ломаются судьбы людей, но кому сейчас легко…
Однако
вернемся.
Итак,
хорошего специалиста назначают на
руководящую должность. И вот он переломный, главный момент в карьере, -
он (назначенец) решает для себя каким начальником он будет.
Был
знаком с одним, весьма способным, которого очень долго «держали» на второстепенных
ролях, зная его крайне не сдержанный нрав. В частной беседе со мной, он как-то
признался, что будет жестким руководителем, если когда-нибудь «поставят на
должность».
Он
уже в то время с упоением проигрывал свою будущую роль: вершителя людских судеб
(никак не меньше!).
Кстати,
недавно его все-таки «утвердили». Интересно будет посмотреть, чем это
закончится…
Другой,
добрейшей души человек, после назначения на должность руководителя областной
структуры, выбрал для себя такую же маску: непреклонного, жесткого начальника,
даже ругателя. И ничего, до самой пенсии с ней проходил.
Следует
отметить, что в первом случае – это потребность гордой и тщеславной души, то во
втором – скорее, дань современной «руководящей» моде: подобный стиль
руководства сейчас в особом почете.
На
этих двух примерах можно сделать вывод: эти руководители «есть», они заметны,
даже сверх всякой меры.
Им нравится,
чтобы их боялись
– это их стиль руководства.
Может
ли быть стиль еще хуже?
-
Может. Это когда руководителя
подчиненные ненавидят. На эту ступеньку очень легко скатываются начальники,
любящие наводить страх на своих подчиненных, и о которых только что говорили
выше.
Стоит
случиться производственному конфликту, в котором они покажут себя «во всей
красе» и все, ненависть отдельных коллег,
а то и всего коллектива обеспечена.
Жизнь
показывает, что подобные ругатели – слабые, трусливые люди. В подтверждение
сказанному, можно вспомнить историю: во время Второй мировой войны большинство
советских командиров попадали в трибунал за трусость и превышение власти.
Теперь
пришел черед поговорить о тех, кто
любит, когда их любят подчиненные:
постоянно говорят о мудрости принимаемых
решений, большом личном вкладе, высочайшем профессионализме, великолепных
душевных качествах, даже богоизбранности, – льстят, одним словом!
Кто
постарше будет, сразу же вспомнит верного ленинца, неутомимого борца за мир во
всем мире - дорогого и всеми горячо любимого товарища Леонида Ильича Брежнева,
- дважды Героя Советского Союза и трижды Героя Социалистического Труда (был
такой руководитель советского государства).
Каждый,
кто участвует в этой клоунаде, прекрасно осознает всю неискренность и лживость
этих лестных эпитетов, но, попробуй, скажи, что «король голый»…
А
теперь пришло время нарисовать портрет самого лучшего в нашем рейтинге
руководителя: грамотного, сдержанного, уверенного в себе и в коллективе с которым
работает.
Он
не занимается мелочной опекой подчиненных, а ставит четкие планы и контролирует
их выполнение. Когда это необходимо, берет ответственность на себя, а не назначает
для этого «стрелочников».
Если
видит «слабое звено», - принимает меры к его укреплению или замене. Там, где
успех, - отдает лавры непосредственным исполнителям. Каждому из подчиненных
делегирует свою долю полномочий, так, что к нему попадают только самые важные и
сложные вопросы.
Прощает
случайные ошибки, но непримирим с безразличием, безответственностью,
разгильдяйством.
Следит за тем, чтобы в коллективе не было
«групповщины», любимчиков и подхалимов. Не сковывает, а стимулирует инициативу,
поощряет творческий, креативный подход к делу.
Работать
с ним легко и интересно. Нет страха, отсутствует фактор личных симпатий и
антипатий. Люди на работу идут с радостью и многого добиваются.
Его
авторитет не давлеет на подчиненных, а помогает раскрыться их лучшим деловым и
личным качествам.
Надеюсь,
теперь понятно, почему про такого
руководителя можно сказать, что его «нет»?
Итак,
пора сделать, как раньше говорили, «организационные выводы»:
- самый лучший руководитель, – которого «нет»;
- хуже тот, которого любят;
- еще хуже, – которого боятся;
- самый плохой, – которого ненавидят.
P.S. Приведенная выше градация стилей руководства
была известна еще в Древнем Китае. Жаль, что у многих современных больших и
малых начальников как говорится «руки не доходят» до истории...
Комментариев нет :
Отправить комментарий