пятница, 13 декабря 2013 г.

Активные продажи - это манипуляция или убеждение?

        Не раз приходилось слышать безапеляционное мнение, что активные продажи – это манипулирование, навязывание ненужного и залежалого, обман покупателя, -  «цыганщина», одним словом. Так ли на самом деле? Попробуем разобраться.


         Прежде всего, выясним, чем же активные продажи отличаются от просто продаж, неактивных и откуда они взялись на нашу голову?
         Могу смело предположить, что они (активные продажи) существовали всегда, с момента появления человека разумного и первых обменных операций.
         А вот современный вид  (даже оформились в соответствующую науку) они начали принимать со времен Великой депрессии в США, в тридцатые годы прошлого столетия.
Напомню, в эти годы а Америке развился и «бушевал» кризис перепроизводства: склады были переполнены, компании закрывались, люди теряли работу.           Выжили лишь те фирмы, владельцы которых сумели радикально перестроить систему продаж: от ожидания покупателя в магазине (предприятии)  пошли к нему со своим товаром (предложением).
В этом и заключена вся «соль» активных продаж: не ожидать пассивно, когда к нам соизволит заглянуть покупатель, а самому его искать, а найдя, - умело предложить ему  свой товар.
Кстати, некоторые консультанты вообще не считают продажами пассивную торговлю (когда покупатель сам приходит к продавцу), - в этом случае они говорят, что товар отпускают,  а не продают.
Чтобы закрыть тему: в чем отличие активных продаж от отпуска товара, приведу пример из жизни, который мне поведала знакомая продавец. Так вот, для нее самой лучшей в магазине была работа в секции верхней одежды, ее она называла «висеть на вешалке». Комментарии излишни.
Теперь поговорим о более интересной теме, -  манипуляциях.
В своей книге В.П. Шеинов «Психология манипулирования» (Минск: Харвест, 2010) дает более двадцати определений манипуляции. Следует привести наиболее яркие  из них.
Итак, манипуляция – это:
- психическое воздействие, которое осуществляется тайно, а следовательно, в ущерб лицам, на которых оно направлено;
- целенаправленное управление;
- побуждение поведения посредством обмана или с помощью игры на предполагаемых слабостях другого;
- скрытое принуждение, программирование мыслей, намерений, чувств, отношений, установок, поведения;
- мастерское управление или использование;
- скрытое управление и ловкое использование кого – либо часто нечестным путем;
- скрытое управление в личных целях инициатора, противоречащее интересам адресата воздействия.
         В своей вышеупомянутой книге В.П. Шеинов характеризует  манипуляцию не только как сугубо негативное явление. Ссылаясь на работы Р. Гудина, Дж. Рудинова, Э. Шострома, Е.Л. Доценко, он пишет: «Если действия инициатора производятся в интересах адресата, то это социально одобряемое, созидательное скрытое управление (и его можно приветствовать); если же они эгоистичны – то это манипуляция, осуждаемая в общественном сознании».
         Слышите? - Социально одобряемое, созидательное управление…
 Далее В.П. Шеинов приводит примеры подобного   управления:
- родитель вместо приказов незаметно и безболезненно управляет ребенком, ненавязчиво побуждая его к полезным для него действиям;
- супруга скрытно помогает мужу избавиться от вредных привычек;
- руководитель компании умело (скрытно) создает благоприятную обстановку в коллективе, нацеливает коллектив на выполнение поставленных задач.
         «Во всех приведенных случаях методы скрытого управления можно только приветствовать. Тем более, что при этом адресат воздействия сохраняет свое достоинство и сознание собственного выигрыша. Такое скрытое управление является созидательным», - утверждает В.П. Шеинов.
         Вот как! Выходит, что все зависит от намерений. Если намерения позитивны, то и используемые инструменты созидательны. Все как в обыденной жизни: любой предмет, служащий нам верой и правдой может стать орудием преступления. И зависит это от того, в чьих руках будет этот предмет: благопристойного гражданина или преступника.
         Получив точку отсчета, самое время вернуться к активным продажам.
         Если продавец продает некачественный товар, используя методы скрытого управления, заведомо зная об его изъянах, и об этом не ставит в известность покупателя, то это пример нечестной игры и грязного манипулирования.
         Если же продавец честен перед своей совестью и помогает покупателю определиться с покупкой, используя скрытые приемы и навыки, то это (по моему мнению) общественно оправданные действия и в этом случае уместно говорить не о манипуляции, раз уж сложилось негативное отношение к этому слову, а об убеждении покупателя.
         В заключение хотел бы сказать, что в мире существует необозримое множество продажных технологий и методов. Все они в большей или меньшей степени основаны на манипуляционных технологиях (НЛП и т.п.). Отличие их лишь в том, что одни авторы прямо говорят об этом, другие  умалчивают и даже открещиваются от них. Хотя сути дела это не меняет. Как говорили древние китайцы: «у достойного человека все дела достойны, у недостойного – плохи». Выбор всегда остается за нами.


Бизнес – консультант  Александр Жешко 

1 комментарий :